- Новости

Ан-2 в Серове — «Хромая лошадь-2»? Вопросы, которые забывают задавать комментаторы аварии.

Ан-2 миниатюра
Фото газеты «Глобус», Серов.

После почти мистического (накануне Пасхи) обнаружения в болоте останков Ан-2, совершавшего несанкционированный рейс из Серова, эта тема бурно обсуждается в СМИ и на Интернет-форумах.

Обыватели смакуют массу вопросов: можно ли было найти самолет летом? Эффективно ли тратились деньги на поиски? Можно ли проводить аналогию с угоном автомобиля? Уместно ли платить компенсацию из бюджета? И так далее, и тому подобное.

 

Объединяет все это одна общая черта: людей интересуют либо второстепенные детали, либо события, которые уже случились, и исправить которые нельзя.

 

Ведь действительно, обсуждать «угон» самолета, в контексте вины погибших в нем людей уже бессмысленно: за угон транспортного средства предусмотрено наказание, значительно меньшее, чем уже понесли люди, решившие  «прокатиться на Кукурузнике». И наказать этих людей сильнее уже невозможно.

 

А вот что возможно – так это  спасти  пока еще живых. Часть из которых, возможно, сейчас радостно резвится на Интернет-форумах, соревнуясь с собеседниками в остроумии.

 

Вопросы, которые у нас возникли, и смысл которых обращен в будущее, на защиту жизни и здоровья людей, Интермонитор задал авиаторам, согласившимся дать комментарии, на условиях анонимности.

 

Должен ли в самолете «Ан-2» быть «Черный ящик»?

«Черный ящик», в том или ином виде, в самолете должен быть обязательно. Когда такое транспортное средство, как самолет выходит с завода-изготовителя, он комплектуется, как минимум, самым простым самописцем. За техническим состоянием этого прибора должен следить владелец воздушного судна. Если «черного ящика» нет – это грубейшее нарушение. Значит, его снимали преднамеренно.

 

Должен ли в самолете «Ан-2» быть аварийный радиомаяк?

В отличие от «черного ящика», наличие радиомаяка зависит от того, как самолет эксплуатируется. Рейсовый «Ан-2» должен быть оснащен радиомаяком. Но этот самолет рейсовым не был, мы не знаем точно, какие на него распространяются правила. В принципе, возможна ситуация, что радиомаяка у него могло не быть.

 

Наземные службы каким-то образом могли повлиять на ситуацию с «Ан-2» в Серове?

Не только могли – обязаны были! Когда воздушное судно поднялось с аэродрома – его должен сопровождать диспетчер. Но самое главное – диспетчер должен обеспечивать посадку. Он обязан давать дальний и ближний приводы, чтобы пилот мог выйти на полосу. Если на земле, в аэропорту Серова никого не было – это грубейшее нарушение.

 

А охрана аэродрома – это обязательно?

Конечно, обязательно – когда на нем стоят самолеты. Самолет перемещается быстро. И может нести на себе большой груз. А если его кто-то набьет взрывчаткой и отправится «бомбить» своих недругов? Охраны государственных объектов с воздуха, по сути, нет. Заборы и шлагбаумы от атаки с воздуха не спасают. «Ан-2» с взрывчаткой на борту – это практически крылатая ракета «Фау-2» времен Второй Мировой войны, только медленно летящая. Да и без взрывчатки – сам по себе «боеголовка».

Наземная охрана должна видеть, что самолет стоит на месте, к нему никто из посторонних не приближается. И должна подать сигнал тревоги, в случае нештатной ситуации.

А ПВО должна было видеть полет «Ан-2»?

А это вряд ли. Даже в советское время ПВО охраняло границы и основные объекты, о сплошном покрытии территории речи не было. «Широка страна моя родная» для сплошного покрытия ПВО. Так что, военные вряд ли ответственны за то, что не видели этот «Кукурузник».

 

Таким образом, возникает множество очень неприятных вопросов к людям, которые в данный момент живы-здоровы. Прежде всего – к руководителям челябинской авиакомпании «Авиа Зов», которой, по данным СМИ, принадлежал погибший самолет, и к руководству Серовского аэропорта. А также к контролирующим деятельность этих структур, по профессиональной части, органам.

 

Руководитель «Авиа Зова» Олег Золин, судя по всему, это понимает — поэтому в своих интервью активно рассказывает, как чудесно была организована работа в его компании. С его слов, действительно, организация производственного процессам была просто образцовой.  Только факты говорят совершенно обратное.

 

Если у людей возникает желание покататься на самолете, с возвращением в пустующий аэропорт, а затем они имеют возможность этот замысел реализовать – значит, не работают службы, которые должны делать невозможной реализацию такого умысла.

 

И пока это так – ни потенциальные пассажиры самолетов, ни те, над кем такой «летучий голландец» пролетает, ни государственные структуры, на которые такой самолет может быть направлен в качестве бомбы, не могут спать спокойно. Если для обеспечения безопасности людей и предотвращения повторения серовской авиатрагедии нужно лишить авиакомпанию лицензии и ликвидировать аэропорт – значит, наверное, нужно делать это. Если нужны показательные процессы над руководством или собственником авиакомпании и над теми инспекторами, которые все это разгильдяйство не замечали – значит, наверное, нужно их проводить.

 

Тем более, что компания «Авиа Зов», пожалуй, на практике показала: без серьезных санкций в отношении нее рассчитывать на добровольное соблюдение правил не приходится. Так, Пенсионный фонд России был вынужден оштрафовать компанию за непредоставление отчетности. Событие, возможно, рядовое, если бы не пара обстоятельтсв: ответчик добровольно не исполнил требования фонда и даже не явился в суд, где его оштрафовали на… 31 рубль. Добавив к ним, впрочем, еще 500 рублей.

Есть мнение, что мягкое наказание действует на законопослушных людей. Оно для них работает как подсказка: «Не нарушайте, пожалуйста». А тем, кто не понимает таких подсказок, требуются меры воздействия более серьезные.

«Хромая лошадь», как символ разгильдяйства и пренебрежения правилами безопасности, во имя наживы, по сути, повторилась в воздухе над Серовым. Повторится ли серовская «хромая лошадь» в суде? Посмотрим.

 

Но неправильно, на наш взгляд, обсуждать суммы компенсации родственникам погибших или степень непроходимости болот, и обходить вниманием главные вопросы.

 

Справка Интермонитора (по данным Integrum.ru):

Наименование Общество с Ограниченной Ответственностью «Авиа-зов»
Сокращенное наименование ООО «Авиа-зов»
Латинское наименование Limited liability company «Avia-zov»
Статус юр. лица Присутствует в реестре Росстат
по данным Росстат на 02.05.2012
Юридический адрес 454084, г Челябинск, ул Кирова, д 5-в
Руководитель Золин Олег Валентинович, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР
Дата первичной регистрации  03.07.2006
Дата присвоения ОГРН 03.07.2006

 

Отраслевая принадлежность, код ОКВЭД

Предоставление услуг в области растениеводства, 01.41
Предоставление услуг в области лесоводства, 02.02.1
Прядение текстильных волокон, 17.1
Ткацкое производство, 17.2
Производство готовых текстильных изделий, кроме одежды, 17.4
Производство прочих текстильных изделий, 17.5
Деятельность воздушного транспорта, подчиняющегося расписанию, 62.10
Деятельность воздушного транспорта, не подчиняющегося расписанию, 62.20
Транспортная обработка грузов, 63.11
Прочая вспомогательная деятельность воздушного и космического транспорта, 63.23
Организация перевозок грузов, 63.40

 

Арбитражный суд с Пенсионным фондом за непредоставление отчетности:

Авиа Зов Пенсионный фонд Арбитраж 1

Авиа Зов Пенсионный фонд Арбитраж 2

Текст: Филипп Юдин

Прямая трансляция новостей — vk_intermonitor