- Новости

Генпрокуратура степень опасности пока не осознала? Мнение учителей о преподавании религиозных предметов в школе

Вопросы, поднятые журналистами изданий «Коммерсант» и «Знак», в связи с попытками Церкви и Министерства образования расширить время преподавания и структуру программы «Основ православной культуры» в школе, вызвали бурную дискуссию в социальных сетях и блогосфере.

Наблюдая за столкновением точек зрения верующих разных религий и конфессий, и атеистов, жалоб родителей учеников, и напор сторонников принудительного религиозного образования в светских школах, Интермонитор провел на условиях анонимности опрос учителей российских школ об их отношении к преподаванию предметов, имеющих ту или иную религиозную подоплеку.

Выводы изложил в своем блоге Главный редактор Интермонитора, профессор УрГЭУ Евгений Ющук.

«Из общения с учителями по поводу преподавания религии и альтернативного ей курса светской этики в школе. В целом учителя против этого, но не по каким-то идеологическим причинам, а вполне прагматично.

Дело в том, что методических указаний по предмету нет, и не вполне понятно, когда они появятся. Но зато есть Уголовный кодекс со статьей о разжигании межрелигиозной розни, без которой в многонациональном, многоконфессиональном государстве просто невозможно сохранить целостность страны.

А, как только начинаешь отходить от сравнительного и более-менее равнозначного освещения позиций разных религий — неизбежно начинаешь приходить к обоснованию одной из них как самой правильной.

Для верующих нормально считать, что их религия единственно верная (любая, для каждого — та, к которой он относится), но это делается в специально отведенных для этого местах. Если же начать это делать в школе, да еще силами учителя пения, географии или математики по совместительству — очень быстро может получиться то, что будет напоминать возвеличивание одной из религий — естественно, за счет преуменьшения прочих.

Это неизбежно породит жалобы, как со стороны верующих этих других религий, так и со стороны атеистов.

Учитель не обладает ни желанием стать фигурантом уголовного дела с религиозной подоплекой, ни времени на эти разборки. И учитель понимает, что никто не придет ему на помощь, он сам должен будет решать свои проблемы.

История с недавним скандалом в Минобре, попавшемся на попытке протащить под видом преподавания культуры, по сути, преподавание религии, служит тому хорошим примером: Церковь отперлась от своего участия в этом, предоставив чиновникам самостоятельно разбираться с проблемой.

На данный момент проблема решается по-разному, в зависимости от ситуации в конкретной школе и конкретной местности.
Там, где нет никаких недовольных — не возникает и проблем.
Там, где есть недовольные или очевидно, что они появятся — учителя предпочитают или вообще не браться за религиозные предметы и читать светскую этику, или искать варианты освободить от занятий тех, кто не согласен их посещать.
Там, где есть попытка принудительно тащить детей на курс религии, как бы он формально не назывался — возникают конфликты, выливающиеся в заявления в Генпрокуратуру.

Вообще, я считаю, что для государства жизненно необходимо поумерить пыл как воинствующих религиозных фанатиков (без разницы каких), так и воинствующих атеистов. Почему это так — я напишу отдельно.
Пока просто отмечу, что проблема это намного более серьезная, чем угроза для государственности России, которая исходит от либералов.»

Икона 60 раз
Скриншот материала издания «Знак». Отсутствие альтернативы предмету с религиозной подоплекой, несмотря на ее необходимость, уже становится поводом для обращения в Генеральную прокуратуру

Конец цитаты.

Возможно, Генеральной прокуратуре России как органу, реально стоящему на защите российской государственности и территориальной целостности страны, есть смысл прямо сейчас — до того, как прокуратуры всех уровней захлестнет «девятый вал» жалоб, сопровождающих резкий рост социальной напряженности в обществе, разъяснить чиновникам Минобразования границы допустимых действий. Допустимых, как с точки зрения буквы закона, так и с точки зрения интересов страны в целом.

Сами чиновники Минобра вообще не факт, что мыслят такими политическими и социальными категориями.
А с появлением министра, весьма тяготеющего лично к религиозности, да еще при наличии детского омбудсмена — попадьи, наверняка склонных полагать внедрение религии в школы однозначно верным решением, допускающим широкую трактовку терминов «культура» и «миссионерская деятельность» (несмотря на прямые указания Закона на этот счет), ситуация может стремительно выйти из под контроля, и брать ее потом под контроль может оказаться задачей крайне непростой и дорогостоящей во всех отношениях.

Иллюстрации: скриншоты из Фейсбука и с сайта издания «Знак.ком»
Прямая трансляция новостей — vk_intermonitor