- Авторская колонка, Новости

«Кто против статуса национального парка у ООПТ «Денежкин камень», тот против развития Севера»

Авторская колонка Вадима Аверьянова

На протяжении нескольких лет в обществе не утихает дискуссия на тему об изменении статуса заповедника «Денежкин камень» на национальный парк. Принесёт ли это пользу северным территориям Свердловской области или наоборот – вред?

Моя позиция по этому вопросу заключается в следующем. Согласно пункта 11 статьи 2 ФЗ № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» (ООПТ) «решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон государственных природных заповедников и национальных парков принимаются федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся указанные особо охраняемые природные территории».

То есть, решение об изменении статуса ООПТ заповедник «Денежкин камень» может принять только Министерство природных ресурсов РФ.

 

Минприроды России. Фото: Интермонитор

 

В январе сего года на встрече руководства заповедника «Денежкин камень» с губернатором Свердловской области руководитель отдела госнадзора за ООПТ Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Владимир Яковлев предложил вариант: оставить «Денежкин камень» в статусе заповедника, но «прирезать» к нему охранную зону, в которой можно проложить туристические маршруты.

Мне эта идея кажется весьма интересной с учётом того, конечно, если руководство заповедника всё же начнёт исполнять свою уставную функцию, изложенную в пункте г) статьи 7 ФЗ № 33 «Об особо охраняемых природных территориях»: «экологическое просвещение и развитие познавательного туризма», чем оно категорически заниматься до сих пор не желало, о чём свидетельствуют его многочисленные высказывания в сми и скупая отчётность ФГУП «Денежкин камень».

В феврале сего года главный редактор портала «Интермонитор» Евгений Ющук на встрече с и.о. директора департамента госполитики и регулирования в сфере развития ООПТ Минприроды России Григорьевым А.И. добился принятия решений о рассмотрении в Минприроды возможностей:

1. Создания экологической тропы в рамках территории существующего заповедника;

2. Преобразования заповедника в статус национального парка с увеличением территории.

 

Документ, выданный Евгению Ющуку, по итогам Личного приёма, в Минприроды России в Москве. Подписал документ Григорьев Алексей Иванович — и.о. директора департамента государственной политики и регулирования в сфере развития ООПТ и Байкальской природной территории Министерства природных ресурсов РФ

 

Таким образом, на сегодняшний момент главным в ситуации с «Денежкиным камнем» становится предложение УВЕЛИЧИТЬ территорию «Денежкиного камня» — под организацию на этой дополнительной территории рекреационного (т.е., обычного) туризма и, одновременно — развитие на территории «Денежкиного камня» познавательного (экологического) туризма, не нарушающего природу.

А также, в Минприроды России не исключают, при условии увеличения ООПТ, возможности изменения статуса заповедника на национальный парк.

При этом напоминаем, что согласно закона при режиме национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением трёх основных функциональных зон: заповедной, «экскурсионной» и рекреационной (пункт 1 статьи 15 ФЗ № 33 «Об особо охраняемых природных территориях»).

Причём «экскурсионная» зона в законе дословно называется: «особо охраняемая зона, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой допускаются проведение экскурсий, посещение такой зоны в целях познавательного туризма».

Поясню, что в нашем случае на существующей территории заповедника предлагается организовать даже не три, а только две зоны: заповедную (90-95 % территории) и экскурсионную (5-10 % территории), а рекреационную зону расположить на новой, дополнительно переданной в ООПТ.

То есть, антропогенная нагрузка на территорию Североуральского городского округа не увеличивается, а уменьшается, так как особо охраняемая природная территория существенно увеличивается. И с этим трудно спорить.

 

Фото из Живого Журнала Вадима Аверьянова

 

Напомню, что согласно пункта 2 статьи 15 ФЗ № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка. То есть, национальный парк в этом плане ни на йоту не отличается от заповедника.

Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» требует сохранение природы нетронутой, как от заповедников, так и от национальных парков. И те, и другие защищены одним и тем же законом абсолютно равнозначно (ст. 9 – про заповедники, ст. 15 -про национальные парки). И в заповедниках, и в национальных парках разрешен экологический туризм – т.е. такой, где рассчитана допустимая нагрузка и осуществляется контроль со стороны сотрудников ФГУП данного ООПТ. Природа при этом в любом случае восстанавливается, для чего расчеты и проводятся.

Администрация Североуральского городского округа на протяжении многих лет уделяет большое внимание созданию условий для развития индустрии гостеприимства. В округе разработана комплексная программа развития туризма. Эта программа предполагает, что наличие на территории СГО маршрута познавательного экологического туризма на самую высокую вершину Среднего Урала — Денежкин камень —  может стать драйвером развития всей разноплановой индустрии гостеприимства в округе.

К сожалению, нынешнее руководство заповедника «Денежкин камень» экологическим туризмом не занимается. Так, за весь 2019 год заповедник посетило всего 12 человек. Причём вопреки закону – бесплатно. Отмечу, что за 2019 год заповедники и нацпарки России заработали на экотуризме более миллиарда рублей при том, что общие затраты государства на содержание всех ООПТ составляют чуть больше шести миллиардов. «Денежкин камень» за тот же период не заработал ни рубля и полностью сидит на шее государства.

На мой взгляд, статус национального парка позволит ФГУП «Денежкин камень», за счет заработанных от туризма средств, наладить более эффективную охрану, даст туристам легальную возможность посетить ту часть ООПТ, которая разрешена для посещения без повреждения природы. А в присоединённой к ООПТ рекреационной зоне местный бизнес, в рамках государственно-частного партнерства сможет организовать базы отдыха для прибывающих на Денежкин камень экологических туристов.

Более того, считаю, что, поменяв статус ООПТ «Денежкин камень», в Североуральском ГО можно сформировать мощнейший туристический кластер Свердловской области, с экспортным потенциалом.

Напомню, что в нынешних условиях – условиях пандемии короновирусной инфекции — роль внутреннего туризма существенно возрастает, о чём не устаёт повторять Президент России Владимир Путин.

 

Фото с сайта «Денежкин камень» http://den-kamen.ru/

 

Некоторые горячие головы заявляют, что смена статуса заповедника на национальный парк нужна неким «тёмным силам», чтобы увеличить антропогенную нагрузку на многострадальные северные территории, избавившись от ока государева в лице заповедника. Это неправда. Внимательно читайте законодательство. Даю выдержки из законов.

Согласно пункта в) статьи 7 ФЗ № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» на государственные природные заповедники возлагается «осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)».

Согласно п. 8 Положения о государственном природном заповеднике «Денежкин Камень» (Приказ Минприроды России от 06.12.2013 N 570), на Заповедник возлагаются, в том числе, задачи по осуществлению государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).

Таким образом, на территории Североуральского городского округа присутствует государственная организация, наделенная необходимыми полномочиями – осуществления государственного экологического мониторинга.

Подчеркнём, что в случае смены статуса государственного природного заповедника на национальный парк, у национального парка останется ровно такая же обязанность по экологическому мониторингу, как и у заповедника.

Согласно пункта е) статьи 13 ФЗ № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» на национальные парки возлагается «осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)».
Таким образом, на территории СГО за мониторинг окружающей среды (в том числе водоёмов) отвечает руководство ООПТ «Денежкин камень» (будь оно хоть заповедником хоть национальным парком) и инсинуации о том, что кто-то желает избавится от органа, обязанного осуществлять экологический мониторинг на территории СГО, через смену статуса заповедника абсолютно беспочвенны.

Просто статус национального парка заставит руководство ООПТ «Денежкин камень» работать как центр экологического туризма и зарабатывать на этом, и вкладывать деньги в охрану территории, а не просто сидеть на шее государства.

Плюс к этому вокруг национального парка возникнут десятки малых предприятий индустрии гостеприимства, в которых будут зарабатывать себе на хлеб с маслом жители округа.

Так что, по моему скромному мнению: кто против смены статуса заповедника на национальный парк тот против развития Североуральского городского округа.

Зампред общества «Защита Природы»
Вадим Аверьянов