Авторская колонка Евгения Ющука
О том, что Евгений Вадимович Ройзман (признан Иноагентом) был вором на доверии, за что и отсидел еще при Советской власти, я думаю, знают многие. Ну, кто не знает — могут нагуглить.
Главная компетенция вора на доверии — убедительность. И этот навык Евгений Вадимович не утратил по сей день.
Почему он не приобрел за время, которое его тело занимало кресло мэра Екатеринбурга, умение читать бюджет, я не знаю, но уж как есть.
Итак, с подачи, в значительной степени, экс-мэра Екатеринбурга Ройзмана, в паблик вошла легенда: «Департамент молодежной политики Свердловской области, во главе с Глацких, имел бюджет 539 миллионов, а на 2019-й год там 1.9 миллиарда».
А ЧТО ЖЕ НА САМОМ ДЕЛЕ?
Я потратил несколько часов на прояснение картины.
Начал с пресс-службы Законодательного собрания и далее обратился к депутату Вегнеру, как человеку, который, во-первых, информирован как депутат Заксобрания, а, во-вторых, являлся резким критиком Глацких во время скандала и в вопросах финансирования молодежной политики уж точно разобрался.
Кроме того, поговорил с несколькими журналистами Екатеринбурга, также освещавшими тему финансирования молодежной политики.
И вот что получилось.
Во-первых, бюджет Департамента молодежной политики на 2019 год непринципиально отличается от того же бюджета на 2018-й и составляет 558,5 млн. руб.
Это открытая информация, хоть и закопанная в куче разных Приложений к опубликованному Бюджету.
Состоит из нескольких основных статей, две самых больших — это статья «Подпрограмма 4. «Обеспечение жильем молодых семей» на 226.2 млн. руб.и статья «Подпрограмма 2. «Работа с одаренными детьми» на 139.7 млн. руб.
Статья «Обеспечение жильем молодых семей» не предполагает какого-либо особого творчества со стороны чиновников Департамента, они, по сути, как проводник ток, пропускают через себя финансирование, предназначенное молодым семьям. Единственный момент, который важен для молодых семей: пассивный чиновник не будет стараться охватить максимум нуждающихся, а активный будет выбивать для них эти деньги. Ну, как выбивать… Кучу бумаг оформлять и обосновывать несмотря на то, что зарплата от этого у чиновника не зависит.
А вот статья «Работа с одаренными детьми» на 139.7 млн. руб.- кусок лакомый. Там практически всё — творчество чиновника. Это как раз, прежде всего, и есть «Золотое сечение».
Там можно, к примеру, вырабатывать у молодых, одаренных людей, тягу к изобретательству, совместно с промышленными предприятиями, а можно, вместо этого, обеспечить зарплатой каких-нибудь замшелых преподов, которые будут скучно бубнить бесполезную лекцию. Теоретически.
За «Золотое сечение», в котором, к тому же, предусмотрено в будущем строительство отдельного большого комплекса зданий под учебный центр (это дорого, это пару миллиардов может стоить), и шла, на мой взгляд, «войнушка» против Глацких.
Ну, еще, наверное, могли воевать за подпрограммы Департамента по патриотическому воспитанию — это 79 млн. рублей, и там, по идее, можно маневрировать.
Итак, бюджет Департамента молодежной политики, возглавляемого Глацких, как был около около 550 млн., так и остался, только снизился — с 587.7 до 558.5 миллионов.
А якобы повышение бюджета Департамента до 1.9 млрд. — это «художественный свист» бывшего «как бы мэра» Екатеринбурга (правильно его из мэрского кресла убрали — раз, за несколько лет этот деятель бюджет читать не научился).
Теперь непосредственно про 1.9 миллиарда. Спасибо депутату Заксобрания Вячеславу Вегнеру за «наводку».
Когда я столкнулся с тем, что бюджет Департамента молодежной политики на 2019-й год составляет 558 миллионов, и никто не может объяснить, откуда взялись 1.9 миллиарда, я обратился за консультацией к Вячеславу Вегнеру.
Депутат Заксобрания Вегнер высказал гипотезу, что речь может идти о консолидированной сумме, которая включает в себя ВСЕ затраты, распределенные в разных министерствах — включая Минобразования, Минздрав, Минстрой и прочие. Т.е., суммы Департамента Глацких — лишь часть этого сводного бюджета.
В качестве иллюстрации, Вячеслав Вегнер прислал подобную строку из бюджета за 2018 год, где данная строка составляла 1.5 млрд. (при том что бюджет Департамента Глацких в 2018-м был 587.7 млн., если считать всё, вместе с резервами, а не 539, как прозвучало у Ройзмана):
Выяснить, что документ, в котором так же расписаны суммы бюджета на 2019 год, называется «Приложение №5 к Закону «Об областном бюджете на 2019 год…» проблем уже не составляло. Для меня. А вот для Ройзмана, видимо, это запредельно.
Достаточно посмотреть на начало раздела, касающегося молодежной политики, который действительно на 1.9 млрд. рублей, чтобы увидеть, что в эти цифры входят статьи расходов, явно относящиеся к образованию и здравоохранению, осуществлению функций госорганов в социальной политике и прочим моментам, никакого отношения к работе Департамента молодежной политики не имеющих:
В общем, я еще могу понять, когда обыватели или даже журналисты не разобрались в том, что за величины присутствуют в теме. В конце концов, я потратил пару часов на выяснение этих нюансов.
Но почему экс-мэр этого не понимает? Или же он всё прекрасно понимает, но делает вид, что это не так? Если верна вторая гипотеза, то, пожалуй, можно вернуться в этому моему материалу: «Атака на Глацких: кто, как, почему? Восстанавливаем картину событий. Часть 1» .
А именно к той его части, в которой упоминается Владимир Георгиевич Тунгусов (с голоса которого, как принято считать, долгое время пел Ройзман):
Безусловно, у меня пока отсутствует четкая уверенность, что «кейс Глацких» — это именно «ответка» Владимира Георгиевича Губернатору Куйвашеву «за всё хорошее». На попытку «отжать» Департамент и строительство будущего здания для «Золотого сечения» это похоже значительно больше.
Но поведение экс-мэра Ройзмана по вопросу, в котором он разбираться, вроде бы, должен, но почему-то не разобрался (или все же сделал вид, что не разобрался?) порождает сомнения… Тем более, что никто ведь не мешает добрым знакомым совместить «отжим» Департамента с «ответкой губеру». Наверное.
P.S. В следующих материалах я расскажу о том, что такое «Золотое сечение», на что конкретно тратились 139 миллионов, выделенных под эту программу, какая от этого была (или не была) польза, и многое другое.
P.P.S.Кстати, уменьшение бюджета Департамента молодежной политики с 587 млн. в 2018 году до 558 млн. в 2019 году — результат отстранения Глацких на период проверки. Это пришлось как раз на ноябрь когда бюджеты утверждаются.
Та самая ситуация, когда «кто не успел — тот опоздал». Так часть федеральных денег ушла в другие регионы, вместо Свердловской области, потому что некому было отстоять бюджет в Москве.
Евгений Ющук