- Интервью, Новости

Настоящая Россия: интервью с художником Еленой Гагариной

Россия – это не только и не столько Газпром, Путин и Олимпиада в Сочи. Настоящая Россия – это люди, которые в ней живут. Люди, умеющие тонко чувствовать эмоции и передавать их другим людям. Не жалеющие сил и времени на воспитание в детях чувства прекрасного, и на развитие в них творческих талантов. Интермонитор представляет интервью с таким человеком – замечательным Учителем и Художником Еленой Гагариной.

Елена ГАГАРИНА

 

Елена Гагарина

Елена, кем вы работаете сейчас?

Ответ будет неоднозначным. Начать с того, что несколько дней в неделю преподаю изобразительное искусство детям в качестве педагога дополнительного образования в МОУ ДШИ «Гармония» в ЗАТО Власиха, Московской области. Практически ежедневно пишу картины, это уже почти потребность. Периодически придумываю интерьеры и декор к различным дизайн-проектам. Ну и по мелочам…

 

А в какой манере пишете?

Думаю, что моя манера близка к экспрессионизму, замешанному на символизме.

 

Расскажите про Ваш путь как художника (когда проявился талант и желание писать картины, как это выглядело, как решили учиться или не учиться и почему, что дала формальная учеба, как проходило самосовершенствование)?

О таланте никогда не думала, просто как-то так само собой получилось, наверно, родители «виноваты». Интерес и способности к живописи впервые отчетливо проявились, со слов родителей, совсем в раннем детстве. Точно не помню, просто, как и все дети, любила рисовать. Родители постарались поддержать это увлечение, вот и получилось то, что получилось.

Одним из первых моих учителей стал Виктор Готлибович Гардт, известный свердловский художник, к сожалению, рано ушедший от нас и не признанный официальными «союзами» при жизни. Затем, в студенческие годы, в МХПУ им. Калинина, преподаватель живописи Третьяков Евгений Иванович.

Первая персональная выставка прошла в 1986 году на пленере в Киргизии, на берегу прекрасного озера Иссык-Куль. С тех пор я постоянно участвую в различных выставках и пленэрах, как в России, так и за её рубежами.

Приятно, когда зрители высоко оценивают работу. Особенно радует, когда восхищаются. Думаю, любой художник под этими словами подпишется, это не только мои ощущения. Просто нравится, когда твоя фантазия, твой мир переносятся на полотно и оживают. Соответственно привлекает всё новое в сфере изобразительного искусства. Изучаю историю искусств, путешествую в поиске новых сюжетов и впечатлений. Пробую всевозможные материалы, краски, инструменты…

 

Вдохновение – оно постоянно есть или периодически возникает? Можно ли его, так сказать, вызвать, когда нужно?

Вдохновение, конечно же, штука непостоянная. Есть моменты, когда невозможно устоять перед тягой к холсту, бывает и такое, что кисти в руках не держатся. Когда как. А вдохновение можно вызвать только новыми ощущениями, впечатлениями, событиями. Конвейерный метод не для меня.

 

Но ведь Вы сказали, что пишете практически ежедневно. Это значит, что в работе находится одновременно несколько картин?

Это именно так. Разная тематика, разные сюжеты, размеры и техника. Одна работа пишется полгода, другая на одном дыхании. Хотя и та и другая не будут выставлены, пока не пройдут мой собственный «ОТК». После высыхания финального слоя любое полотно требуется «довести до ума». Либо это будет доработка, либо лессировка, или просто покрытие лаком.

 

Елена, а если предложат взяться за оформление витрин – возьметесь? А по дружбе? А за много денег?

Придумать новое в дизайне хоть одежды, хоть квартиры, хоть витрины – с удовольствием, ибо это та же картина. Просто инструменты воплощения другие.

Дизайн от Елены Гагариной
Дизайн от Елены Гагариной

Что касается денег, думаю это тоже инструмент, без них трудно организовать не только творческий процесс, но и саму повседневность. Как ни странно, художник тоже иногда кушает и оплачивает квитанции ЖКХ.

 

А Вы готовы были бы написать портрет Чикатило с натуры, если предложат деньги или, например, чтобы запечатлеть эту сволочь для потомков?

Начнём с того, что я не пишу портретов. Считаю, что любой портрет в конечном итоге излучает энергию персонажа, а, отнюдь, не автора. Мои работы несут людям мою энергетику. Надеюсь не самую тусклую. По крайней мере, в них я пытаюсь выразить своё мироощущение, свою ауру. Мне чужого не надо :)

 

«Мои любимые картины» — расскажите, пожалуйста, о трех своих картинах – почему они Вам нравятся, что с ними связано, как они появились, что с ними сейчас, что с ними будет завтра.

Конечно же, мне не всё равно, где и как буду жить мои работы, но есть одно «но». Чаще всего я теряю с ними всякую связь, надеясь только на то, что в новом окружении они будут наполнять пространство положительной энергией, которую я в них вложила. Пожалуй, самыми любимыми работами можно назвать многие… Но, если три – то вот из «заслуженных» — тех, что отмечены дипломами и наградами. Некоторые уже и проданы, прямо с выставок.

«Кухня»
Елена Гагарина. Картина Кухня.Картина появилась на свет в связи с предстоящей выставкой «Год Голландии в России», которая прошла в Москве, в Тушинском Выставочном зале.
Захотелось создать нечто оригинальное, но тесно связанное с Голландией.
Вникнув в историю и обычаи этой страны, я выделила тот факт, что селёдку изобрели именно там…

 

«Вуаля»
Вуаля. Картина Елены Гагариной.Забавная, фантазийная работа, с легким «акцентом», настроение у меня было веселое.
Картина стала лауреатом Кубка России по художественному творчеству.

 

«Свежий букет»
Елена Гагарина. Картина Свежий букет.Cлегка романтическая работа, опять-таки под настроение…
Её победа в международном конкурсе, если честно, стала для меня приятной неожиданностью.

 

И ещё: На самом деле все мои работы для меня как дети, а у матери всегда самый младший – самый любимый. Для меня же любимая картина та, что закреплена на мольберте. На неё направлена мысль и энергия.

 

Рабочее место художника Елены Гагариной
Рабочее место художника Елены Гагариной

 

Вы и благотворительность. Было? Будет? Почему? Зачем?

К сожалению, я не могу помочь многим, ибо не располагаю особыми возможностями. Но когда беда или крик о помощи попадают в поле моего зрения, стараюсь помочь. Хоть чем. СМС или перевод на счёт. Суммы незначительные, но утешает, что ты не одна такая. С миру по нитке, в общем. Делай добро и бросай его в воду, так, кажется?

 

Что такое Ваш магазин, Елена? Как появился, кто проектировал внутреннее пространство, кто  оформлял интерьеры?

Мой магазин, нет, даже магазины (!) виртуальны. Так что в них нет пространства, нет интерьеров, нет менеджеров. Есть вэб-дизайн, есть люди, которые создали эти ресурсы и их поддерживают, есть постоянные и случайные посетители, есть покупатели. Кроме того масса галерей и выставочных залов, где, в принципе, можно выставлять и продавать свои работы. Надо просто не лениться и искать, находить, предлагать им своё:

http://artnow.ru/ru/gallery/3/31109.html

http://myxa.in.gallerix.ru

http://www.livemaster.ru/elenagagarina?view=profile

http://www.picture-russia.ru/painter/2240_

К тому же можно создать сайт и выставлять на нём все свои работы:

http://www.gagarinaart.com/

 

А есть ли популярные у покупателей картины, и можно ли заказать «такую же, как вчера видел, но ее, блин, уже купили»?

Бывает и такое. Только я не люблю писать копии. Сюжет повторить можно, но, в любом случае это будет новая, пусть и похожая, но другая картина. Вот, например «копия» из последних:

Елена Гагарина. Копии картин - это не совсем и копии.
Елена Гагарина рассказала о «копиях» своих картин на этом примере: «Полотна вроде бы похожи. Но идея и размеры у них разные. Первая 60х60 см. «Буйный», вторая 100х100 см. «Танго».

 

Бытует такое мнение: «Картина – лучший подарок тому, у кого все уже есть». Вы с ним согласны?

А как определить, что у человека «всё есть»? Много денег? Это ещё не всё. Ведь в жизни кому-то и «целого мира мало», а другому и «рай в шалаше». И потом, в это «всё» однозначно не попадает холст, который я пишу именно сейчас. А вдруг это новый мировой шедевр, который через сотню-другую лет будут оценивать в миллионы? А его-то у вашего персонажа и нет. :)

 

А как Вы оцениваете проблему: «Увлечение живописью и семья»? Помогает или мешает семья живописи, а живопись семье?

Семья, это всё. Для начала, родители ведут тебя по первым ступеням познания. Затем ты ищешь свои дороги, при этом опираясь, опять же, на руки родителей. Наконец обретаешь некий жизненный опыт и уже самовыражаешься. Потом появляется собственная семейная ячейка, растут дети, растёт опыт и расширяются границы восприятия. Наконец дети встают на ноги и приходит некое подобие свободы, когда опыт может вырасти в творчество. Это счастливое время, когда ты заново открываешь для себя мир красок и кисти. При этом очень важно, чтобы все поколения твоей семьи поддержали тебя и освободили от рутинных дел. В этом отношении я счастливый человек. Моя семья – мой тыл и защита.

 

Может быть, Вы хотите рассказать что-то, что считаете важным, но не вошло в наши вопросы?

Важно, я считаю, никогда не хандрить и не унывать. Хотя со мной такое тоже бывает, но я борюсь с этим. Важно смотреть на жизнь, как на чудо. Она прекрасна сама по себе, независимо от твоего места в ней. Плохо или хорошо тебе живётся в этом мире — не критерий, а судьба, трудись, старайся её исправить.

Когда приходит это понимание, ты становишься немного буддистом и взгляд на окружающее, на происходящее меняется. И застарелая лужа в твоём дворе может стать сюжетом для картины.

Многое становится понятным, если отойти от своего «Я» чуть в сторону, посмотреть на мир независимым взглядом. И страшный паук вдруг посмотрит на тебя всеми восемью глазами без угрозы, лишь демонстрируя фантазию и красоту создавшей его природы.

 

Спасибо, Елена!

И вам спасибо. В заключение хочу пожелать всем, читающим эти строки, быть сильными и терпимыми, никогда не опускать руки перед испытаниями, найти своё предназначение и упорно идти к достижению вершин в выбранном деле.

Прямая трансляция новостей — vk_intermonitor