С декабря будут лишать лицензии техников-оценщиков, не применяющих при оценке ущерба методику ЦБ.
Речь идёт о недобросовестных оценщиках в ОСАГО, завышающих стоимость ремонтных работ и причинённого ущерба.
Эксперты считают, что такая мера позволит избежать во многих случаях недобросовестной автоэкспертизы, однако не сможет решить задачу полностью.
Вступает в силу приказ Межведомственной аттестационной комиссии (МАК) Минтранса, который позволит лишать аттестации экспертов-техников в ОСАГО, если к ним есть мотивированные претензии по работе, в частности, выявлены случаи завышения стоимости восстановительного ремонта.
Недопустимо с 1 декабря проводить расчеты не по единой методике ЦБ, сообщает Российский союз автостраховщиков (РСА). Отметим, что приказ Минтранса начинает действовать с 19 декабря.
Согласно ужесточённым требованиям к профессиональной деятельности техников-экспертов, основанием для аннулирования у них лицензии будет, в частности: неоднократное (2 или более случая) нарушение требований независимой технической экспертизы транспортных средств: превышение среднестатистического показателя по методике ЦБ на 10%.
Руководитель Союза автостраховщиков надеется таким способом «разбить» цепочку действий, в которой может иметь место сговор между оценщиками и автоюристами при выдаче заключения с завышенной стоимостью восстановительного ремонта.
Данный приказ сможет во многом поломать сложившуюся практику, когда вход на рынок для эксперта-оценщика довольно прост, однако лишить его лицензии комиссия права не имела.
По данным РСА только за 2015 год «осело» в карманах автоюристов до 10 млрд руб.
По информации РСА в настоящее время аттестаты на работу по оценке ущерба имеют примерно 6.000 экспертов-техников.
По оценкам РСА (Союза автостраховщиков), примерно 15-20% экспертов-техников могут работать с околокриминальными автоюристами, в результате чего государство и страховые компании теряют значительные средства.
Отмечаются ситуации, когда ошибки оценщиков, и не связанных с криминалитетом, также приводят к завышению стоимости восстановительных работ и, следовательно, к необоснованным тратам.
По словам Юргенса, количество жалоб на работу экспертов-оценщиков не уменьшается. РСА будет продолжать систематизировать жалобы, разбираться в каждом случае и не исключено, что появится «чёрный список» недобросовестных оценщиков.
Объективности ради следует отметить: не все повреждения можно выявить и проконтролировать сразу. «Останется проблема намеренного завышения стоимости восстановительного ремонта путем добавления в акт осмотра ТС неочевидных скрытых повреждений, выявление которых на первичном осмотре, организованном страховщиком, было невозможно«, — считает представитель страховой компании «Согласие» А. Дятловский. А именно манипуляции такого порядка и являются способом значительно завысить стоимость ремонта.
Рынок ОСАГО значительно страдает из-за действий недобросовестных оценщиков, поэтому принятые меры помогут сэкономить деньги граждан и страховых компаний и навести порядок.
РСА отмечает, что сумма ущерба по конкретному страховому случаю при оценке разными специалистами — оценщиками может различаться в разы и даже десятки раз.
Нередки также сложные ситуации: ДТП произошло в одном регионе, оценка проводилась в другом регионе, а там действует иная политика ценообразования.
Эксперты при выдаче заключения исходят из рыночной стоимости запчастей, величины нормо-часа в сервисных службах данного региона, трудозатратах на восстановление автомобиля и других параметров, однако нередки случаи банального вписывания в заключение неоказанных услуг, завышение стоимости деталей и количества нормо-часов.
Фото: orgpage.ru
Автор: Ольга Савельева