- Новости

Протест Дальнобойщиков в Екатеринбурге: что это, и кто пытался воспользоваться?

История с протестом дальнобойщиков в Екатеринбурге, на наш взгляд, показывает, как могут развиваться события, в случае возникновения оснований для массового протеста, как реагируют власти, а также системная и несистемная оппозиция.

В принципе, этот инцидент можно рассматривать как «лайт-версию» цветного сценария в российских регионах, когда абсолютно любое недовольство, имеющее под собой реальную почву, может быть организовано в интересах тех, кто владеет методами организации толпы и навязывания ей своих лозунгов, пусть даже не имеющих отношения к решению проблемы.

Напомним, что в воскресенье, 29 ноября, на тракте собралось около двухсот водителей-дальнобойщиков, недовольных системой «Платон», введенной недавно в России. В чем суть проблем дальнобойщиков, а также кто и как попытался их решить или использовать в своих интересах, мы расскажем в этом материале.

 

Суть проблем дальнобойщиков.

Надо отметить, что подавляющее большинство протестующих водителей – люди очень здравые и адекватные. Возможно, это связано с тем, что большегрузные автомобили имеют стоимость несколько миллионов рублей, поэтому совсем уж мелкие лавочники грузоперевозками на таких машинах не занимаются. Для того, чтобы быть владельцем такого малого бизнеса, надо все же уметь вести свои дела с прибылью.

Стоявшие на тракте люди были разбиты на небольшие группы, которые в своем кругу обсуждали недостатки системы «Платон» и связанные с ней проблемы.

Как выяснилось из бесед с дальнобойщиками и представителями Автодора, дальнобойщики не едины в своих требованиях, а делятся на две группы.

Первая группа принципиально готова работать с «Платоном», но требует, чтобы сперва система начала нормально функционировать.

Работает «Платон» действительно некорректно, и причина этого – в том, что многие индивидуальные предприниматели, которые владеют одной-двумя-тремя фурами, до последнего момента надеялись, что ввод системы отложат, и поэтому не регистрировались в ней.

А когда выяснилось, что систему все же вводят, началась массовая регистрация, которая повлияла на работоспособность «Платона» примерно, как DDOS-атака. Система не выдержала нагрузки и начала сбоить. В итоге этих сбоев, одни дальнобойщики не могли зарегистрироваться в системе, хотя и пытались, у других не зачислялся платеж, а у третьих деньги списывались дважды. При этом за отсутствие оплаты в системе предусмотрены ощутимые штрафы.

Неудивительно, что часть дальнобойщиков, не возражающая против работы с системой, требует сперва сделать ее работоспособной.

Вторая группа протестующих настроена более радикально и требует вообще отменить эту систему.

Аргументация этой группы сводится к тому, что уже есть транспортный налог и акциз на топливо – поэтому появление новой системы нецелесообразно, представляет собой, по их мнению, попытку в третий раз взять деньги за то, за что они уже уплачены, и является поэтому вариантом грабежа.

Как полагают представители этой категории дальнобойщиков, повышение акциза на топливо было бы решением всех проблем сразу и более справедливым решением, нежели взимание платы только с большегрузных автомобилей, процент которых невелик среди грузовиков.

К тому же, уплата акциза на топливо не требует многомиллиардных трат на содержание терминалов, шлагбаумов, дата-центров и прочей инфраструктуры, которая у «Платона», судя по данным СМИ, тянет на 10 миллиардов рублей в год.

Ну и, наконец, обе группы крайне резко высказываются в отношении частной собственности компании-оператора всей этой системы. Как раз это обстоятельство было использовано оппозиционными политтехнологами при режиссировании протеста.

Надо сказать также, что дальнобойщики считают неправильным тезис об их стремлении остаться в тени и не показывать свои доходы. Как они говорят, грузы, которые везет фура, как правило, имеют стоимость больше, чем грузовик, поэтому перевозятся по договору и со страховкой – т.е., легально. Кроме того, как они отмечают, система «Платон» фиксирует километраж, а не вес. А вес фиксируется и без системы «Платон», поэтому к пресечению махинаций в сфере налогообложения «Платон», по их мнению, не имеет отношения.

 

Аморфная масса.

Дальнобойщики, в качестве политической массовки, представляют собой очень необычное явление. Это, в большинстве своем, разумные, состоявшиеся в жизни люди, с тягой к самостоятельности, непугливые и мобильные.

При всем том, они объединены общими интересами, да еще и экономическими.

Однако проблемы у них возникли недавно и внезапно, поэтому лидеры еще не успели появиться. В политическом плане, дальнобойщики оказались крайне интересной «питательной средой», к которой попытались «прилипнуть» различные политические силы, нуждающиеся в «пастве».

На тракт прибыли представители трех политических сил, и каждая проявила себя по-своему.

 

Коммунисты.

Представители КПРФ Алексей Ивачев и Вячеслав Вегнер вникали в проблемы собравшихся и раздавали листовки с телеграммой лидера коммунистов Геннадия Зюганова в адрес премьер-министра Дмитрия Медведева.

Из текста телеграммы видно, что коммунисты подошли к работе системно, и при этом четко понимают, за кем решение проблемы. Минтранс и Автодор относятся к компетенции Правительства.

Телеграмма Зюганова с митинга дальнобойщиков
Телеграмма Геннадия Зюганова Председателю Правительства России

 

Дальнобойщиков позвали на митинг, который уже был запланирован к тому моменту.

 

Областной министр транспорта

Профильным региональным министром, который имеет непосредственное отношение к «Платону», является Министр транспорта и связи Свердловской области Александр Сидоренко.
Он приехал на тракт и общался с дальнобойщиками.

Министр транспорта Свердловской области Сидоренко и дальнобойщики
Министр транспорта Свердловской области Сидоренко (на фото он в центре) и дальнобойщики общаются на тракте во время митинга. Фото znak.com

 

Была создана инициативная группа, которая уже на следующий день повстречалась с Сидоренко в Правительстве. Причем, как сообщает сайт Правительства Свердловской области, там присутствовали также представители Автодора и системы «Платон».

 

Сидоренко и инициативная группа дальнобойщиков

Сидоренко и инициативная группа дальнобойщиков 2
Министр транспорта Свердловской области Сидоренко и инициативная группа дальнобойщиков — на следующий день после митинга. Фото midural.ru

 

Помимо общего взаимопонимания, достигнутого на словах, готовится итоговый протокол и документы для отправки в Правительство России и федеральный Минтранс.

Словом, в этом плане, региональное правительство начало включать дальнобойщиков непосредственно в процессы, оказывающие влияние на изменение ситуации.

Если говорить в целом, то региональные власти в России заинтересованы в том, чтобы дальнобойщики не банкротились, а работали, потому что они создают налогооблагаемую базу и позитивно сказываются на рынке труда.

 

Белоленточные.

О роли «белоленточных» мы подробно и со множеством иллюстраций рассказывали в материале «Закос» ПАРНАСа под дальнобойщиков: взгляд из Екатеринбурга.

Непосредственно на тракте «белоленточные» проявили себя следующим образом. Внезапно на трибуну выскочил один из участников проекта РосЯма Алексей Беззуб, и призвал ехать к… Полпредству.

Поступок довольно странный, если принимать во внимание, что «Платон» — сфера влияния не президента, а Правительства. Но этот поступок легко объясним, если вспомнить, что задача представителей «Белой Ленты» — именно дискредитация президента. Недаром западные СМИ в настоящее время дружно (и включая Forbes), называют дальнобойщиков серьезными противниками именно Путина.

По той же причине, на наш взгляд, сторонники ПАРНАСа и Навального по всей стране активно включились в политизацию процесса – в том числе, дойдя до сжигания покрышек и призывов к революции.

Двое давних активистов «Белой Ленты» в Екатеринбурге и соратников по оппозиционной либеральной деятельности Алексей Беззуб и Екатерина Петрова, при поддержке политического фрика Славы Башкова, попытались оттянуть к себе часть дальнобойщиков.

 

Петрова и Беззуб - презентация проекта РосЯма
Алексей Беззуб и Екатерина Петрова на презентации проекта РосЯма Алексея Навального. Фото ИА Политсовет

 

Вот, Алексей Беззуб (на видео он в черной куртке) выскакивает на трибуну и предлагает проголосовать за поездку к Полпредству.

Кстати, обратите внимание, как Башков (в красной куртке с серыми вставками) голосует вместе с дальнобойщиками, а потом рассказывает о своем участии в дальнейших действиях по переводу протеста, связанного с проблемами Минтранса,  на Президента России.

 

 

Правда поехала к Полпредству лишь десятая дальнобойщиков. Организаторыэтой, как мы считаем,  провокации дали протестующим указания поставить машины у торгового центра «Гринвич», и пешком выдвинуться к Полпредству.

У Полпредства эту небольшую группу протестующих взяла в оборот Екатерина Петрова.

Сегодня сама Екатерина и ее друзья пытаются всячески принизить роль госпожи Петровой в режиссировании спектакля «Дальнобойщики решили обратиться к Полпреду».

Отдельные друзья Петровой даже пытались уверять, что она в основном сидела в машине, и никому никаких рекомендаций не давала.

Однако видео говорит об обратном:  именно Петрова, как заправский полевой политтехнолог, расставляла дальнобойщиков и организовывала их обращения, при этом подчеркивая: очень важно сказать, что Холманских – это представитель Путина.

Единственное, что пока отличает Петрову от опытного политтехнолога — неумение прятать свои действия. Впрочем, для  дальнейшего «разгона» информации по белоленточной агитационной «сетке» это значения не имело — ведь действия Петровой в кадр дружественных видеокамер не попали.

 

 

Впоследствии видеообращение к Путину, целенаправленно срежиссированное Петровой, оказалось на сайте Навального и в твиттере еще одного видного белоленточного оппозиционера Волкова, а оттуда по «сетке» белоленточной оппозиции, распространялось в Интернете.

 

Из твиттера Екатерины Петровой

 

Разгон видеоролика, размещенного Петровой, по «сетке» «белоленточных»

 

Неудивительно, что, когда вся эта информация всплыла публично, Петрова и ее друзья откровенно запаниковали.

Понять их можно: когда, вместо недовольных дальнобойщиков, на первом плане оказывается режиссер, при этом фактически бьют в Путина, а потом все это  распространяется белоленточными на федеральном уровне – ни о каком восприятии подобного протеста всерьез говорить не приходится. Да еще с такими отметками в Твиттере:

Петрова и Посольство США в РФ
Твиттер Екатерины Петровой

 

 

Мэр Екатеринбурга Ройзман.

Был. Выступил. Пригласил на чай.

Мы выделили его в отдельную категорию, за пределами трех основных сил, потому что Ройзман действует, преимущественно, в своих собственных интересах.

Мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман на митинге дальнобойщиков.

 

 

Что будет дальше?

Принимая во внимание тот факт, что проблема у дальнобойщиков действительно есть реально, и правительство ее решением занялось на федеральном уровне, вероятно, проблема будет в итоге решена.

Сами дальнобойщики уже явно поняли, что их пытаются использовать в своих интересах самые разные протестные движения, в том числе и такие, которые то НАТО призывают Россию бомбить, то коктейли Молотова против законной власти одобряют.

Активно идет процесс формирования инициативных групп, которые, вероятно, станут костяком будущих профсоюзных или политических структур.

Попытки «белоленточных» изобразить себя эффективными лидерами протеста, после того, как они попытались переключить акцент на Путина, подобно западным СМИ, да еще и засветили свои технологии и активистов в режиссировании процесса, скорее провалятся, чем увенчаются успехом.

Дальнобойщики очень скоро поймут, что от «белоленточных» польза есть разве что для самих белоленточных. Будучи не фотографами и дизайнерами, а водилами, они автоматически окажутся с теми, кто действительно решает их проблемы.

Ну и, если появится политическая партия – скорее всего, она станет работать в контакте с КПРФ. Все же требования дальнобойщиков, которые хоть и «мелкая буржуазия», по классификации идеологов социализма, но и люди труда, к коммунистам ближе, чем к ПАРНАСу и Навальному.

Ну а те, кто призывал к революции или пытался втравить Путина в историю, которая является прерогативой правительства, вполне возможно, в итоге понесут наказание. Страна воюет в Сирии и находится под экономическими санкциями, поэтому время для создания искусственных проблем сейчас не самое подходящее. У нас и реальных проблем предостаточно.

Филипп Юдин
Прямая трансляция новостей — vk_intermonitor