- Новости

Российский юрист – о гуманитарных основаниях ввода войск России в Донбасс

Выступление президента России Владимира Путина перед российскими дипломатами, фактически, поставило точку в обсуждениях на тему: «А не слил ли Путин Новороссию, не забыл ли о русских, живущих там под бомбами Киева?».

Российский президент четко и недвусмысленно уведомил мир, что Россия будет продолжать защищать интересы русских и соотечественников за рубежом, независимо от того, нравится это кому-то в мире или нет. Под русскими он понимает тех, кто входит в понятие «Русского мира» — более широкое, нежели этнос.

В речи Владимира Путина прозвучали и новые для общественности термины – такие как «международное гуманитарное право» и «право на самооборону» в рамках осуществления гуманитарных операций.

Скриншот из Фейсбука Евгения Ющука
Скриншот из Фейсбука Евгения Ющука

Прояснить – есть ли у России правовые основания совершать гуманитарные операции на Украине, мы попросили известного уральского юриста, в прошлом – прокурора, работавшего по многим резонансным делам – Романа Мылицына.

Разумеется, это вовсе не значит, что события будут развиваться именно таким образом. Это попытка оценить – насколько версия ввода миротворцев без санкции Совбеза ООН соответствует международному праву. Тем более, что прецеденты западные страны, в том или ином виде, создавали.

 

Интермонитор: Скажите пожалуйста, есть ли у России юридические основания проводить гуманитарные операции за рубежом без мандата ООН? И если да – то какие?

Роман Мылицын: Да, есть.

Сегодня Владимир Путин в своём выступлении заявил, что наша страна будет и впредь энергично отстаивать права русских, наших соотечественников за рубежом, использовать для этого весь арсенал имеющихся средств: от политических и экономических – до предусмотренного в международном праве гуманитарных операций права на самооборону.

В течение последних месяцев весь мир наблюдал, как Россия безуспешно пыталась провести через Совбез ООН гуманитарные резолюции по Украине. К сожалению, западные партнеры отказывались не только принимать иную точку зрения, но и даже замечать факты применения вооружёнными силами Украины оружия в отношении мирного населения Юго-Востока страны.

Учитывая фактическую неспособность Совбеза ООН оперативно и объективно разрешить сложившуюся ситуацию, Россия вынуждена искать иные, кроме как резолюция Совбеза ООН, правовые основания для защиты русского народа.

Рассмотрим сложившуюся на Юго-Востоке Украины ситуацию через призму основополагающих норм международного права. Согласно ст. 1 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года (далее — Пакт), все народы имеют право на самоопределение, свободно устанавливая свой политический статус.

При этом, ст. 3 Пакта устанавливает, что все участвующие в Пакте Государства должны поощрять осуществление права на самоопределение и уважать это право, а ст. 5 Пакта запрещает кому бы то ни было совершать любые действия, направленные на уничтожение любых прав или свобод, признанных в настоящем Пакте.

Исходя из изложенных норм, референдумы о независимости ЛНР И ДНР — являются обязательными для признания другими государствами.

Кроме того, ч.ч. 1,3 ст. 6 Пакта устанавливают, что право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека, и никто не может быть произвольно лишен жизни.

Более того, Конвенция «О законах и обычаях сухопутной войны» от 18 октября 1907 года в ст. 25 прямо запрещает воюющим сторонам атаковать или бомбардировать каким бы то ни было способом незащищенные города, селения, жилища или строения.

Однако, на протяжении последних недель мы неоднократно видели случаи гибели мирного населения в результате ракетных, бомбовых и артиллерийских ударов по населённым пунктам, селам и деревням со стороны вооружённых сил Украины.

Такое грубейшее нарушение норм международного гуманитарного права со стороны руководства Украины говорит об одном — об уверенности в в позиции США в Совбезе ООН и невозможности согласования резолюции, осуждающей такие действия.

Дополнительно можно проанализировать положения Всеобщей декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 года (далее — Декларация).

Согласно Декларации, воля народа должна быть основой власти правительства, при этом ничто в Декларации не может быть истолковано, как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в Декларации.

Исходя из указанных норм, каждый народ, в случае самоопределения, вправе сам выбрать свою политическую власть, а другие обязаны уважать их выбор.

Вместо этого, с одной стороны, мы видим агрессию со стороны руководства Украины по отношению к ДНР И ЛНР, а также упорное нежелание всех членов Совбеза ООН принять меры по немедленной защите русского населения Юго-Востока Украины и полное игнорирование его законных прав и интересов.

Обстрелянный украинскими военными многоквартирный дом в Донбассе. Фото с сайта rusvesna.su
Обстрелянный украинскими военными многоквартирный дом в Донбассе. Фото с сайта rusvesna.su

С другой стороны, Россия, будучи участником вышеизложенных международных соглашений, обязана соблюдать их положения, в том числе, принимая необходимые меры по принуждению других к их соблюдению.

Таким образом, мы получаем определённую коллизию международных норм, а именно — требований о применении военной силы только по решению Совбеза ООН, с другой стороны — необходимость соблюдения норм международного гуманитарного права.

Представляется, что приоритет в данном случае должен быть отдан правам и законным интересам граждан, предоставленным основными международными актами, поскольку как ранее было сказано — ничто в Декларации не может быть истолковано, как предоставление права заниматься деятельностью, направленной на уничтожению прав и свобод.

Более того, Владимир Путин, как Президент Российской Федерации, обязан в первую очередь соблюдать Конституцию Российской Федерации.

В ст. 2 Конституции Россий Федерации указано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Таким образом, на мой взгляд, такая коллизия может быть разрешена в пользу Всеобщей декларации прав человека и Международного пакта о гражданских и политических правах, а не в пользу Устава ООН

 

Интермонитор: А «самооборона», о которой говорил Путин — это, видимо, гипотетическая ситуация, когда вооруженные российские граждане, осуществляющие, например, разъединение противоборствующих сторон и охраняющие специалистов гуманитарной миссии, вынуждены защищаться, в случае, если по ним стреляют?

Роман Мылицын: Да, например, нападение на миротворческий контингент, введённый для защиты населения, может быть расценено как основание для возникновения права на самооборону.

 

Иллюстрация: rusvesna.su

Текст: Филипп Юдин

Прямая трансляция новостей — facebook_intermonitor