- Культура, Новости

Шадринск: Мастеровой романтик Владимир Махнюк и его «Берестяное барокко»

Владимир Махнюк: «Была у меня мечта – открыть для бересты двери столичных и мировых музеев и галерей, поставить ее рядом с серебряными и золотыми изделиями. И я ее реализовал!»

Владимир Махнюк. Берестяное барокко 1

В прошлые века на северных ярмарках России продавались большие полотнища бересты, их называли – скальём и использовали в строительстве, подкладывая в один–два слоя под штукатурку, сберегая строение от гниения и сохраняя тепло. Охотники, уходя на промысел, брали с собой свернутую в рулоны бересту, и она не давала им замерзнуть зимней ночью. Из бересты делали лодки, детские колыбели. Во время полевых работ берестяная утварь сохраняла продукты и напитки свежими. В Поморье бересту умели обрабатывать таким образом, что она приобретала свойства кожи, и из нее шили одежду, которую можно увидеть в музеях Архангельской области: пиджаки, сюртуки, сапоги.

Берестяной промысел нельзя назвать только русским, кору березы использовали все народы, на чьих землях она растет, но только в России из бересты делают подлинные произведения искусства.

«Является ли мое ремесло искусством, народное оно, или нет – решать не мне. Я работаю с традиционным материалом, но в необычных для бересты формах.»

Сегодня Владимира Махнюка знает весь мир, его берестяные изделия выставлялись не только в России, но и в Шанхае, Париже, в Саудовской Аравии и в США … Этакая своеобразная визитная карточка Зауралья.

Владимир Махнюк. Берестяное барокко 2

«В какой-то момент я понял, что если буду делать, как все: шкатулки, стаканы, и прочие художества, и продавать по салонам, то не прожить. Нужна особая идея … . И я решил делать изделия, которые можно использовать в быту, как наши предки использовали, но в то же время, чтобы красивые были. Сначала я сделал молочную крынку, затем чайничек. В Шанхае раз в два года проводится всемирная выставка чайников. Я узнал послал заявку на участие. Они мне ответили, что береста, вообще-то, это не материал для чайников. Я свой чайничек упаковал, отправил посылкой. Тут же приходит письмо: «Да, мы хотим вас видеть, приезжайте.

В основе изобретенной мастером обработки бересты — многослойный набор корпуса, эффектные объемы, резьба и теснение, использование природной фактуры материала: сучков, наростов, наплывов. В сочетании с богатой цветовой палитрой зауральской бересты (от светло-желтой и белой до красной и шоколадно-коричневой) эти приемы позволяют создать неповторимые композиции… Декор скупой, на основе славянской обережной символики. Узор из трилистника — символ молодости, жизни, всего нового. Плетеночка – знак воды. Обережную символику мастер тщательно изучал и знает, какие метки оставляли славяне на бытовых изделиях, как обереги.

Это краткий текст. Полностью его можно прочитать в Книге-4 «Уральский характер: люди-звезды!»

Текст и фото: Марина Чеботаева  и  сайт «Наш Урал»
Прямая трансляция новостей — vk_intermonitor