- Новости

Уголовное дело за военные преступления на Украине: комментарий российского юриста

Следственный комитет России возбудил уголовное дело, в связи с событиями на Юго-Востоке Украины – где артиллерия и авиация стреляют по населенным пунктам, в результате чего постоянно растет число раненых и убитых мирных жителей, в том числе и детей, разрушаются жилые дома, школы и больницы, нарушается снабжение населенных пунктов предметами первой необходимости, а также газо- и водоснабжение.

Эксперты отмечают что похожее уголовное дело было возбуждено российскими силовиками после военных действий в Южной Осетии. Тогда СКР тщательно расследовал преступления грузинских военных и предоставил материалы в международные организации. От правильно задокументированных доказательств международное сообщество отмахнуться не смогло и, в итоге, Грузия была официально признана агрессором.

Украинская сторона уже отреагировала на это событие, причем довольно нервно. Так, на фоне бравурных заявлений в духе «А нам все равно!» в украинских СМИ стали появляться рассуждения украинских же юристов о, якобы, абсолютной невозможности применения российского законодательства к преступлениям, совершаемым украинскими военными.
Эти «экспертные» заключения, со слов их авторов, основаны на прочтении нескольких страниц Общей части российского Уголовного кодекса – что позволяет заподозрить попытку пиар-прикрытия растерянности и беспокойства среди украинских военных и политиков. Понять украинскую сторону можно: мало кто из военных будет сохранять боевой дух, если, в случае пленения, может отправиться не домой, а, например, в Лефортово. И мало кто из них не «сдаст» своих руководителей в таком случае.

Отметим также, что накануне заявления российского Следственного Комитета о возбуждении данного уголовного дела, провозглашенная Донецкая республика неожиданно объявила о своем переходе на российское законодательство.

Свердловский юрист Роман Мылицын – в прошлом прокурор, поддерживавший гособвинение по особо резонансным уголовным делам   попытался разобраться, возможно ли привлечение военнослужащих Украины к уголовной ответственности по российским законам в данном случае. По его замыслу, данная заметка скорее ставит целью открытие дискуссии на указанную тему, нежели претендует на ее полное освещение.

Почему выбрано именно российское законодательство, а не, например, Международный уголовный суд в Гааге?

Дело в том, что Российская Федерация подписала Римский статут об учреждении суда в Гааге, однако ещё не ратифицировала его и, таким образом, государством-участником Международного уголовного суда не является. Таким образом, Россия в настоящее время лишена возможности обратиться в данный суд, и судя по всему, не собирается в него обращаться. Подтверждением этому выводу может служить то, что Россия до сих пор не обратилась в Гаагский суд с соответствующим заявлением по факту агрессии Грузии в отношении Южной Осетии.

Итак, Следственный Комитет Российской Федерации объявил о возбуждении уголовного дела по по ч. 1 ст. 356 УК РФ по фактам обстрела городов Славянск, Краматорск, Донецк, Мариуполь в отношении неустановленных военнослужащих сил Украины и лиц из числа «Национальной гвардии Украины» и «Правого сектора» (экстремистская организация, запрещенная в России по решению Верховного суда).

Какова реальная перспектива привлечения к уголовной ответственности указанных лиц по законам Российской Федерации?

Согласно ст. 11 УК РФ, лица подлежат ответственности по Уголовному кодексу Российской Федерации, если преступление совершено на территории Российской Федерации.

Согласно пресс-релизу СКР, преступление совершено на территории Донецкой и Луганской Народных Республик, то есть не на территории Российской Федерации.

Правила привлечения к уголовной ответственности за преступления, совершённые вне пределов Российской Федерации, указаны в ст. 12 УК РФ. Приведу полностью ч. 3 данной статьи:

«Иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации».

А теперь отметим ключевые элементы статьи для ответа на наш вопрос[1]:

1. «Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации».[2]

Казалось бы, при чём тут интересы Российской Федерации?

Но я спрошу иначе, как юрист: можно ли доказать то, что указанные преступления совершены против интересов Российской Федерации?

В принципе, ничего невозможного в этом нет. Уголовное право тем и отличается от гражданского, что доказательством чаще всего становятся не документы, а показания свидетелей, данные телефонных или иных переговоров, видео и фото материалы.

Вспомним, что есть у Российской Федерации для формирования доказательной базы в части того, что указанные преступления совершены против интересов Российской Федерации?

У Российской Федерации есть президент Украины Янукович, другие первые лица, которые могут дать весьма обширные и обстоятельные показания о том, что военный переворот, как и последовавшие впоследствии военные действия хунты направлены на причинение вреда Российской Федерации.

Есть подозрения, что у России могут быть не только задержанные наёмники, которые активно сотрудничают со следствием, но и компрометирующие сведения, изложенные в телефонных переговорах организаторов майдана — политиков США и ЕС.

Не исключено, что ряд сотрудников СБУ, действуют в настоящее время на территории Украины в интересах российской Федерации и активно содействуют формированию необходимой доказательственной базы, да и сами, в случае чего, могут дать необходимые показания.

И мы помним, что представители ДНР просили рассмотреть вопрос о принятии их в Российскую Федерацию.

Таким образом, мы видим, что привлечение к уголовной ответственности каждого, кто совершил преступление против интересов Российской Федерации, вполне реально. Вопрос только в формировании необходимой доказательственной базы.

Отдельно стоит отметить, что по данной статье не существует сроков давности привлечения к уголовной ответственности, а 5 мая 2014 года перечень таких статей был существенно расширен.[3]

В итоге можно сказать, что возможно, мы свидетели уникальных событий, когда Россия делает то, что было невозможно представить себе лет 15 назад — привлекает к уголовной ответственности тех, кто совершает преступления против интересов нашей страны, независимо от того, кто это и где он находится.


[1]     Я не затрагиваю вариант с привлечением к уголовной ответственности в соответствии с международными договорами Российской Федерации, поскольку не владею сведениями о всех действующих соглашениях Российской Федерации по вопросам уголовных преступлений.

[2]     Остальная часть статьи не рассматривается, поскольку для её применения необходимо присутствие таких лиц на территории Российской Федерации.

[3]     Федеральный закон от 05.05.2014 N 130-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Иллюстрация: сайт «Голос Севастополя»

Прямая трансляция новостей — vk_intermonitor