- Новости

Кандалы для общественника. Мэрством Ройзман создал себе новые уязвимости.

КандалыМесяц назад на выборах мэра Екатеринбурга столкнулись два «товарных знака» – очень раскрученный, известный на всю Россию  бренд «Евгений Ройзман», которого одни считают наркоборцом, а другие – преступником, и практически никому неизвестный за пределами Екатеринбурга «бренд» «Яков Силин». Первый собрал протестные голоса (и тут же объявил что он «не оппозиционер»), а второй – видимо, собрал остальные.

Любопытно, что при такой огромной разнице в узнаваемости, оба бренда набрали примерно одинаковое (одинаково маленькое – порядка 10% от общего числа избирателей) количество голосов. Разрыв между кандидатами составил всего около трех пунктов. Если судить по этим цифрам, то «массовая» и «всенародная» поддержка Евгения Ройзмана, о которой так любит говорить и сам общественник, и его ближайшие соратники, вовсе не массова и не всенародна.

Однако не этот феномен реальной цены протестного пиара нам в данном случае интересен. Наблюдая за высказываниями мэра Евгения Ройзмана, мы обнаружили, что он не осознает в полной мере, качественное изменение его положения. Причем далеко не факт, что в лучшую для него сторону. Причина в том, что бывший общественник (т.е., по сути – человек без определенной профессии и ответственности) Евгений Ройзман в одночасье стал чиновником. Должностным лицом.

Правда Ройзман уже порадовался тому, что мэр Екатеринбурга не подписывает финансовых документов. Вероятно, экс-общественник все же чувствует свою несостоятельность в финансовых вопросах, что, при отсутствии профессиональной команды, легко может подвести его к финансовым нарушениям. Однако он явно не понимает, что теперь на него распространяется Закон «О Муниципальной службе», антикоррупционное законодательство в сфере государственной и муниципальной службы, а также те разделы Уголовного Кодекса, которые карают должностных лиц. То есть, остро заточенные и при этом совершенно новые для него нормы права.

В связи с этим, Интермонитор заинтересовался моментом, который лежит буквально на поверхности. Евгений Ройзман не скрывал (да и не скрывает), что пошел в мэры для решения личных проблем и проблем своих друзей (некоторые, впрочем, считают их подельниками). Еще будучи кандидатом в мэры Екатеринбурга, Евгений Ройзман активно раздавал интервью о том, что если его друзей «оставят в покое» — то он и в мэры-то не пойдет. Он продолжил эту линию и после избрания.

«Я никуда не шел. Я вообще никогда никуда не собирался. Я их предупреждал, что я никуда и не хочу. Говорил: не трогайте меня, не лезьте к фонду, не лезьте к музею. Мне есть чем заняться в своей жизни. Не трогайте моих людей. Но местные власти все это делали. Например, я могу куда-нибудь пойти, а они сразу брали заложников, сами создавали такие ситуации. Я говорил: «Не лезьте ко мне, вы загоните меня в мэры!» Они меня точно так же в свое время загнали в Государственную думу, куда я тоже не собирался. Больше того, я даже не знал, где она находится. Я их предупредил несколько раз еще до того, как все началось. Но в результате они пошли по граблям. И таким образом сделали меня мэром», — заявлял уже мэр Ройзман 17 сентября 2013 года на сайте «Русского Репортера».

«Сколько раз я говорил с губернатором, он все время «ни при чем», «не в курсе» и так далее. Детское поведение…Если он будет решать по Аксане (по Маленкину мы сами решим) диалог будет возможен. Аксана — лакмусовая бумажка наших отношений. Если решит по ней, будем работать, если нет — все отношения с ним закончатся…. Вчера недосказал про встречу с губернатором — сразу прилетело от СМИ. Основной темой на встрече с ним была ситуация по Аксане Пановой…С губернатором главной темой разговора была Аксана, все остальное так мимоходом, никаких договоренностей невозможно, пока не решит вопрос с этим сфабрикованным делом», — приводит слова мэра Ройзмана 4 октября сайт «Знак.ком».

Не является ли продолжение этой предвыборной линии мэра Ройзмана, после его вступления в должность, де-юре, давлением на суд или правоохранительные органы?

Не подпадает ли мэр Ройзман под статьи Уголовного Кодекса, которые регулируют борьбу с «позвоночным правом» и наказывают должностных лиц за давление на суд или следствие с использованием служебного положения?

Насколько действительно имеет место ситуация, что Ройзман, став мэром, сам себе ограничил свободу маневра, в плане оказания давления на уголовные дела по связанным с ним, тем или иным образом, людям и бизнесам?

Эти  вопросы мы адресовали двум известным свердловским адвокатам, которые нейтрально относятся к фигуре Ройзмана и поэтому могут дать юридическую оценку казусу Ройзмана непредвзято. В том, что силовики, если сочтут нужным, оценят эту же ситуацию заведомо более жестко – сомневаться не приходится.

Адвокат Свердловской Областной Гильдии адвокатов Дмитрий Загайнов, оценив вышеприведенные цитаты, сделал такой вывод: «То, что Ройзман, став мэром, должен думать, прежде чем говорить – однозначно, да.

Правда из его текстов с интервью с очевидностью не следует, что он пытается повлиять на следствие (а, не призывает, например, к объективному, всестороннему расследованию преступлений правоохранительными органами). В опубликованных словах Ройзмана есть лишь намеки, рассчитанные на то, что его поймут «правильно» читатели, а для гипотетического уголовного преследования Ройзмана за давление на следствие двусмысленности быть не должно.

Но если начнется следствие и на нем Куйвашев, Якоб или другие люди, на разговоры с которыми об уголовных делах Ройзман ссылается (или не ссылается, но разговаривал об этом), дадут показания – ситуация может развиваться в неприятном для мэра Ройзмана направлении.

Соглашусь, что за ним сейчас более бдительно, чем раньше, наблюдают, и что статей, которые распространяются на мэра, больше, чем тех, которые распространялись на общественника. Если Ройзман даст серьёзный повод, то это приведёт к определённым последствиям».

А Президент Урало-Сибирской коллегии адвокатов Игорь Упоров выразил свое мнение так: «Как должностное преступление СЛОВА — квалифицировать не возможно. А вот если мэр будет использовать свои властные полномочия и ресурсы для РЕАЛЬНОГО воздействия на следствие, на суд и государственные и муниципальные органы, для решения НЕСВОЙСТВЕННЫХ чиновнику и не относящимся к его компетенции и функциям и вопреки интересов муниципальной службы, то тем самым даст повод возбудить уголовное дело по ст. 285 УК РФ: Злоупотребление должностными полномочиями.

Так согласно ч.2 ст. 285 УК РФ, «Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления», — наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.»

Обращаю внимание и на замечательную статью, под которой «ходит» практически любой руководитель государственного или муниципального органа власти, ст. 286 УК РФ: «Превышение должностных полномочий — совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, — наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».

Таким образом можно сделать вывод, что Ройзман попал в ситуацию, которую он же и создал: получил вроде какую то власть, но воспользоваться ей для решения СВОИХ проблем, он не сможет, так как находится на крючке у правоохранительных органов и при первой же попытке повлиять на ситуацию в тех уголовных делах которые возбуждены против его друзей и знакомых, он же и подставится. Здесь даже я, с 25 летним юридическим и адвокатским опытом, возможно, не помогу.

Как орган муниципальной власти Ройзман должен быть в первую очередь политиком. К сожалению, он далек от неё. Его неустойчивость и нестабильность, неоднозначные и противоречивые высказывания, вряд ли будут являться причиной возбуждения уголовного дела. А вот любые действия, направленные против муниципальной службы, вопреки должностным обязанностям — будут караться незамедлительно и резко. Для начала ему направят прокурорское предостережение, затем административно накажут, не исключено, как вариант при серьёзном проколе — отрешат от должности. При крупном «залете» возбудят дело и отправят в колонию. Полагаю, будут все ступени, которые я описал…

На сегодняшний день, он в мэрии как в зоне: шаг влево-вправо будет немедленно пресекаться и квалифицироваться в соответствии со  служебным (дисциплинарным), административным, уголовным кодексами».

Таким образом, можно констатировать, что, перестав быть общественником и став мэром, Евгений Ройзман, с одной стороны, приобрел выход на новые связи, способные попытаться «надавить» на следствие или суд.

Но, с другой стороны, попытавшись оказать такое давление, Ройзман в одночасье может стать фигурантом громкого коррупционного процесса, своими руками дав в руки правоохранительных органов дополнительные козыри.

Причем, при должном пиар-сопровождении, силовики в состоянии обеспечить полное невмешательство чиновников в свою работу по этим процессам.  Ведь мэр Екатеринбурга – это очень медийная фигура, поэтому возможный процесс о коррупции в отношении мэра будет освещаться очень широко.

Для силовиков, которые сфабриковали дело, публичность — это катастрофа.  Однако свердловские силовики явно не боятся освещения, более того – сами стараются привлечь к этим процессам внимание общественности, активно раздавая интервью и зазывая журналистов ознакомиться с материалами расследования.  Вероятно, это значит, что, войдя в скандал по давлению на следствие, Ройзман лишится поддержки в чиновничьих кругах и останется один на один с публично совершаемым правосудием.

Пожалуй, такого казуса в новейшей российской истории еще не было. Как поступит Ройзман? Как поступят силовики? Ситуация интересная. Интересно и то — понимал ли Ройзман, что сам лезет в юридический капкан, который теперь изрядно ограничил возможности его влияния на судьбы близких ему людей, да и на судьбу его самого?  Если не понимал, то те «кукловоды», которые обеспечили Ройзману участие и победу на выборах мэра, попросту сыграли им «в темную», использовав общественника для решения своих практических задач. Без учета интересов самого Ройзмана.

Иллюстрация: tourdaily.ru

Текст: Филипп Юдин
Прямая трансляция новостей — vk_intermonitor

3 комментария на “Кандалы для общественника. Мэрством Ройзман создал себе новые уязвимости.

  1. Всегда умиляла речь «под колхозника» у страдающего нарциссизмом «поэта». Очевидно, иного качества мозговой деятельности ждать не приходится. Его профнепригодная подружка также не блещет способностью к культурному общению. Отсюда делаю вывод: доведённая до клинического состояния страсть к наживе нечистоплотными методами и любой ценой проделала с парочкой недобрую шутку. Отпечаток дегенерации на всём интеллектуальном продукт его и её. Фигуры явно не из калашного ряда. Губернатору урок: это и его отражение. Приголубил — отвечай.

  2. «КОНЕЧНО А КАК ЖЕ БЕЗ ПРОВЕРК ПЛЮРАЛИЗМ»

    И где тут запятую ставить? )))

    P.S. Розя избрался — пусть работает как положено. А ежели ему не нравится быть мэром, нехай пишет заявление об уходе и валит на Изоплит.

Комментарии закрыты.