В субботу, 12 апреля вступила в силу новая Конституция Республики Крым. Показательно, что практически все СМИ, не только крымские, но и общероссийские, и украинские, давали ссылку на полный текст «Основного закона» в официальном источнике «Крымские известия», но на 12 апреля текста, ни полного, ни краткого, там не было.
Полный текст можно было увидеть только по вот этой ссылке: https://www.rada.crimea.ua/content/uploads/files/Constituciya.pdf.
Но журналисты, видимо, об этом не догадывались.
Такое быстрое принятие Конституции возмутило некоторые круги крымской общественности.
Основных претензий – две:
- Не было всенародного обсуждения;
- Опять «обошли» крымских татар.
По первому вопросу хочу заметить следующее.
Всенародное обсуждение Конституции – на самом деле фикция, тем более, когда практически не меняется форма государственного устройства. Основные положения, касающиеся непосредственно граждан, не претерпевают никаких изменений. Права и свободы – те же, управление, за некоторым исключением, неизменно. Конкретные виды взаимодействия граждан и государства устанавливаются отдельными законами. Так что обсуждать?
Призывы к всенародному обговариванию того, что уже неоднократно обговаривалось – не более чем затягивание процесса и попытки зародить дух недовольства «новой властью».
Кстати, как показывает практика, Конституцию на самом деле никто не читает. К ней обращаются по долгу службы или тогда, когда надо заявить о «нарушении прав». Да и то, в последнем случае пользуются цитатами, подготовленными юристами для подобных ситуаций.
Вопрос второй гораздо обширнее и интереснее. Хотя бы потому, что возник из ниоткуда.
Да, лидер Меджлиса Рефат Чубаров заявлял о том, что в новую Конституцию не вошли обещанные преференции крымским татарам, ещё за неделю до принятия Конституции. Ну, возможно, он увидел её раньше и даже участвовал в подготовке текста…
Итак, в чём же новая Конституция Республики Крым ущемила права крымскотатарского народа? Давайте обратимся к тексту документа, дабы не быть голословными.
Статья 10 Конституции
1. государственными языками Республики Крым являются русский, украинский и крымско-татарский языки.
Как видим, вопрос языка не забыт. Национальный язык – основа самоопределения нации.
2. статус государственных языков Республики Крым устанавливается законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым.
Российская Федерация подкрепляет своим законодательством статус крымско- татарского языка в качестве государственного на территории Крыма.
3. в Республике Крым признаётся принцип разнообразия культур, обеспечивается их равноправное развитие и взаимообогащение.
И поликультурность Крыма не оставлена без внимания – никто не лишает национальности их культурных особенностей.
Статья 19 Конституции закрепляет дополнительные гарантии определения и указания национальности, выбора и использования языка.
Статья 22 гласит о запрете пропаганды расового, национального и языкового превосходства.
Язык, культура, гражданские права – всё, как видим, присутствует. Так о каком очередном обмане в связи с принятием новой Конституции заявляют лидеры Меджлиса?
Глава Меджлиса Рефат Чубаров заявил, что в проекте Конституции нет ни одной нормы, которая бы гарантировала сохранение и развитие крымских татар как коренного народа полуострова, к тому же Меджлис не участвовал в написании Конституции (Информагентство «15 минут»).
Оставим на совести Чубарова «неучастие в написании» и обратим внимание на гарантии «сохранения и развития крымских татар как коренного народа полуострова».
Да, статус коренного народа законодательно не закреплён. Но стоит ли это делать, особенно в Крыму? Коренным народом полуострова наряду с крымскими татарами могут считать себя также греки, караимы, крымчаки… Кстати, наверное трудно будет объяснить русским, чьи предки жили на полуострове с «времён Очакова и покоренья Крыма», почему они – не коренной народ. А закапываться в глубины истории до скифов, сарматов, генуэзцев и далее – совсем бессмысленно.
Вопрос о статусе «коренного народа», наверное, вообще не стоило поднимать сознательным политикам. Этим пускай занимаются историки, они могут копья ломать без особого ущерба для окружающих.
В политике же тема коренного или ущемлённого, или несправедливо обиженного населения непременно рождает противостояние.
Заявления Меджлиса о необходимости закрепления в Конституции представительских квот выглядят юридически и политически безграмотными. Конституция – это Основной закон, а не кодекс. Кроме того, опять-таки непонятно, почему квотирование должно касаться только крымских татар. Так, например, украинская диаспора на полуострове тоже может претендовать на квоты в правительстве (я уже не говорю о крымских армянах, греках, немцах, караимах).
Вопрос о внесении в Конституцию особых гарантий крымским татарам нарушает статью 22 этой Конституции о запрете пропаганды расового, национального и языкового превосходства.
Конституция закрепляет равные права для всех граждан Крыма. На каком основании лидеры крымских татар заявляют об особых правах для «своего народа»? Это что, попытка деления на граждан первого и второго сорта?
Крымские татары и сочувствующие им часто говорят о «негативном историческом опыте» крымскотатарского народа. Но может ли кто-нибудь назвать народ с позитивным историческим опытом?
Любые преференции любому народу обязательно приведут к межнациональным конфликтам.
И, кстати, если уж говорить о «гарантиях сохранения и развития», то в них гораздо больше нуждаются караимы. Их на всём земном шаре осталось около двух тысяч…
Иллюстрация — из архива общины Караимов Крыма
Автор: Наталия Лазарева, соб. корр. Интермонитора в Крыму.
Прямая трансляция новостей —