Можно сделать однозначный вывод: тяжелое машиностроение в России возрождается. Уральский завод тяжелого машиностроения (УЗТМ) уже имеет восемь подписанных контрактов на изготовление экскаваторов и планирует получить в начале следующего года еще 20, а также, при поддержке Газпромбанка, расширяет производство валков для нужд металлургии.
Карьерный экскаватор — большое и довольно сложное устройство, которое используют в горной промышленности для добычи породы. Срок службы такой техники намного выше, чем, например, у обычных автомобилей — они имеют гарантийный срок 20 лет, но фактически служат по 30 и даже 50 лет.

В связи со сложной экономической ситуацией в мире, многие добывающие предприятия, в том числе отечественные, последние несколько лет откладывали вопрос обновления изношенных экскаваторов, предпочитая ремонтировать имеющиеся, работая на пределе их ресурса.

Первый экскаватор ЭКГ-18 (экскаватор карьерный гусеничный с объемом ковша 18 «кубов»), ставший последним перед остановкой рынка такой техники, был выпущен Уралмашзаводом в 2011 году для предприятия «Кузбассразрезуголь».

А сейчас, в самый разгар кризиса, на фоне падающего ВВП России и внешнеэкономических санкций, на УЗТМ наблюдается бум заказов, связанный с тем, что многие предприятия промышленного сектора получили государственную поддержку, и смогли начать программу технического перевооружения. В результате завод уже имеет 8 заказов на изготовление экскаваторов, еще 20 заказов планирует получить в конце текущего или начале следующего года, а также участвует в программе сотрудничества с УГМК до 2020 года. Это расширение производства происходит при поддержке Газпромбанка.

Кроме того, одним из факторов, положительно повлиявших на рост заказов, является курс рубля. Качество УЗТМ всегда славилось в мире, но именно дешевый, по отношению к другим валютам, рубль сделал отечественных производителей очень конкурентоспособными по цене, даже с Китаем. В первую очередь это касается широко распространенных направлений производства — например, производства металлургических валков. В итоге многие зарубежные партнеры вернулись к размещению заказов на Уралмашзаводе.
Спрос на продукцию Уралмашзавода растет настолько бурно, что имеющиеся мощности не всегда справляются с заказами, и их приходится наращивать — вот уж, действительно, радостное известие для российской экономики и почти забытое чувство. Так, например, для удовлетворения спроса на валки для металлургических станов, в начале 2016 планируется открыть цех термической обработки. Все это осуществляется в рамках инвестиционной программы, реализуемой Газпромбанком.

В связи с увеличением объема заказов и расширением производства Уралмашзавод ведет активный набор рабочего персонала: уже открыты более ста вакансий токарей, фрезеровщиков, расточников, сверловщиков, крановщиков и других. К началу 2016 года планируется привлечь дополнительно порядка 200 рабочих.
Что примечательно, на заводе проводится политика «омолаживания» персонала: создана система наставничества, которая совместила в себе лучшее из советского опыта, который дополнили современными формами стимулирования воспитания и удержания специалистов на заводе. В рамках системы наставничества опытные работники обучают молодых специалистов, получая при этом прибавку к заработной плате; молодым работникам предоставляются дотации на жилье и возможность льготного ипотечного кредитования. При этом средний уровень зарплаты именно рабочих, без учета административного персонала, составляет 38 тыс. руб., что является достойным показателем для Урала по современным меркам.

Фото — Интермонитор