Постояльцы отелей в Астане, столице Казахстана, все чаще сталкиваются с тем, что отель высокого уровня звездности не соответствует описанию, заявленному при бронировании, а фото отеля — сильно приукрашивают действительность. Мы постараемся разобраться в причинах данного явления на примере отеля Мукаммаль уровня 4 звезды, расположенного в Астане.
Для начала стоит сказать, что Казахстан пока далек от того, чтобы стать мировым центром туризма, но активно развивает данное направление. Можно отметить состоявшийся успех бренда озера Боровое, куда туристов привозят автобусами. Местные говорят прямо, что Боровое — это «раскрученный бренд», и в Казахстане есть много других хороших, обустроенных озёр.
Аналогично и Астана пытается привлекать к себе туристов — чего стоит один только семиэтажный интерактивный музей, который находится на площадке ЭКСПО. К туристическим местам можно добавить Назарбаев Центр, монумент Байтерек со смотровой площадкой, океанариум и многое другое. В торговых центрах Астаны есть сувенирные лавки и даже полноценные магазины с сувенирами: от магнитов до национальных нарядов.
При этом поток туристов в Казахстан не позволяет обеспечить заполняемость отелей. Средняя заполняемость последние годы находится на уровне 25-30%, отелям приходится бороться за привлечение клиентов. Заместитель директора Intourist Kazakhstan Елена Петренко, говоря про рынок отелей, сообщила изданию «Эксперт»: «Сервис наших гостиниц оставляет желать лучшего. В некоторых не включен завтрак, нет комнат для курящих и некурящих, персонал абсолютно некомпетентный. Большинство из них просто не отвечает уровню 3–4 звезд».
Если в отелях международных сетей, как, например, в трехзвездочном Park Inn by Radisson Hotel Astana, стандарты находятся на мировом уровне, и уровень звезд не вызывает сомнения, то не сетевые отели могут вызывать у туристов вопросы.
У примеру, отель Мукаммаль уровня 4 звезды официально присутствует на сайте Казахстанской ассоциации отелей и ресторанов, и представляет там фотографии, внешне достойные отеля такого уровня:
В реальности оказывается, что отель по уровню лоска на порядок отличается от того, что клиентам показывали на фото при бронировании:
Собственник отеля Мукаммаль Райжан Жангереева сообщила корреспонденту Интермонитора, что считает отель Мукаммаль соответствующим заявленным четырем звездам. При этом она тактично уклонилась от вопроса, кто присвоил отелю Мукаммаль звезды, и контролирует соответствие классу. Однако Райжан Жангереева отметила, что номера в отеле предлагаются по низкой цене, поэтому к некоторым неудобствам отеля Мукаммаль надо относиться снисходительно.
Отметим, что по данным издания newtimes.kz, классификацию на уровень звездности в Казахстане прошли лишь 16% отелей, остальные — присваивают звездный класс самостоятельно, или не присваивают вообще.