- Авторская колонка, Новости

Из Новоуральска отправили письмо в Кремль, в связи с прошедшими муниципальными выборами

Авторская колонка Вадима Аверьянова

Семь кандидатов в муниципальную Думу Новоуральска направили письмо в адрес Президента России. Приведу его текст целиком.

 

Уважаемый Владимир Владимирович! 11 сентября 2022 года в ЗАТО Новоуральск на выборах в Новоуральскую городскую Думу рядом кандидатов и наблюдателей был выявлен подозрительный алгоритм работы участковых избирательных комиссий в избирательных округах №№ 1, 4, 5, 8, 10, 11, 12, 14, 15, 16 и 17., оснащённых комплексами КОИБ. А именно:

 

1. На одном из участков в каждом из этих округов (как правило, с меньшим числом избирателей) сведения о результатах голосования снимались с принтера КОИБ-а после окончания голосования в первой половине часа. То есть, с 20.05 до 20.20.

2. На втором участке в этих округах (как правило, с большим числом избирателей) процедуру снятия сведений о результатах голосования с КОИБ не проводилось вообще, а распечатывался только итоговый протокол. Причём значительно позднее, чем сведения о результатах голосования на первом участке. Люфт составлял от 1 до 3 часов.

Иными словами, результаты голосования на первых участках были известны в течение 20 минут после голосования, а на вторых на 1 — 3 часа позже. Мы считаем, что такой алгоритм разбалансировки действий парных участков в 11 округах разработан Новоуральской ТИК умышленно с целью корректировки данных на тех участках, где не проводилась процедура снятия с КОИБ сведений о результатах голосования, а распечатывался только итоговый протокол.

Возможна ли корректировка данных на избирательных участках, в принципе? Мы считаем, что да, по следующим причинам.

Первая. На прошедших выборах в Новоурльске на 20 округах работало 40 КОИБ-ов модели — 2010, в коде которой были выявлены сложно устранимые уязвимости, о чём свидетельствовают сотни экспертов на специализированном портале «Хабр» https://habr.com/ru/post/193414/.

Вторая. В ФЗ-67 есть статья № 68 «Порядок подсчета голосов избирателей и составления протокола об итогах голосования участковой комиссией». А в ней пункт 33. Он гласит, что «при использовании технических средств подсчета голосов запрещается разглашение данных подсчета голосов до окончания голосования на избирательном участке, за исключением данных об общем числе проголосовавших избирателей».

А отсюда прямо следует вывод, что комиссии известен ход голосования в течение всего его периода! Ну раз запрещается разглашать информацию, значит, председатель комиссии, секретарь, оператор КОИБ-а имеет эту информацию всё время, пока идёт голосование. Логично ведь? И оператору КОИБ-а (секретарю комиссии) стоит только вынуть ключевой носитель информации (флэш-карту), сбегать в штабную комнату, воткнуть её в любой компьютер (а может быть в компьютер, подключённый к системе ГАС-Выборы?) и посмотреть кто из кандидатов лидирует. А может и скорректировать результат через эту систему? Или самостоятельно? Кто ответит на эти вопросы? Как на это может повлиять кандидат или наблюдатель? Да никак!

Вопрос к ЦИК. Может, именно поэтому на участках, с меньшим количеством избирателей снимались и оглашались первичные итоги выборов сразу по окончанию голосования, а на участках с большим количеством избирателей в том же округе была задержка от 40 минут до 3 часов? Чтобы дать возможность скорректировать результат в пользу нужного кандидата?

 

И ещё вопрос к ЦИК. Каким законом предусмотрено, что члены участковых избирательных комиссий обладают такими сакральными знаниями о ходе голосования? Инструкцией ЦИК? Не многовато ли прав даёт инструкция простым смертным?

Пункт второй статьи 55 Конституции РФ гласит, что «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Может, поэтому и работают избирательные комиссии на основе Инструкции от 2011 года? Чтоб Закон права и свободы избирателей не умалял? А умаляла их всего лишь Инструкция? Считаем, что такое положение дел пора менять.

Третья. Пункт 5 статьи 3 ФЗ-67 гласит, что «Деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов осуществляется открыто и гласно».

Но эти принципы сейчас нарушены! Ни наблюдатель, ни кандидат не имеют права проверить содержимое ключевых носителей информации (флэш-карт) на наличие скрытых программ и удалённого управления, печатные и сканирующие устройства КОИБ-ов на наличие блютуз и вайфай, не могут пресечь манипуляции с флэшками, с которыми бегают по кабинетам операторы КОИБ-ов и секретари комиссий, когда им вздумается. Потому что нигде не определено, можно ли вынимать флэш-карту без необходимости из КОИБ-а после начала голосования и до полного подсчёта голосов или нет.

Четвёртая. Пересчёт содержимого КОИБ-ов вручную сейчас практически запрещён. Хотя пункт 32 статьи 68 ФЗ-67 гласит, что законом или решением ЦИК, или комиссии, организующей выборы, может быть предусмотрено, что в пределах территории, на которой действует комиссия, не менее чем на пяти процентах, определяемых жребием избирательных участках, проводится контрольный ручной подсчет голосов. При этом жеребьевка проводится в течение получаса после окончания времени голосования.

С 2019 года, Вы, уважаемый Владимир Владимирович, наделили таким правом ТИКи. Но ни Новоуральская ТИК, ни Областной избирком не стали принимать решение, которое могло повысить доверие к выборам.

Считаем, что пора внести в ФЗ-67 всего одну поправку, которая снимет все вопросы по КОИБ-ам. А именно, в пункт 32 статьи 68 ФЗ-67: «По желанию любого кандидата или его наблюдателя, или члена участковой избирательной комиссии проводится контрольный ручной подсчет голосов в урнах КОИБ-а».

И всё! Больше тогда ничего не надо. Ни запутанных жеребьёвок, ни проверок контрольных носителей информации, сканеров и принтера, ни статьи 33 в ФЗ-67 о неразглашении результатов. Прекращаются все вопросы к КОИБ-ам, возвращается доверие избирателей, открытость и гласность в работе тиков и уиков.

А нас заставляют слепо верить в КОИБ-ы! Их обожествляют, а операторов и сисадминов ГАС «Выборы» превращают в святых, которым мы почему-то должны верить безоговорочно! Почему? Кто боится ручного пересчёта? Особенно, на муниципальных выборах?! Там бюллетеней-то на участках, как правило, не больше 2000.

У КОИБ-ов есть два достоинства: невозможно сделать большой вброс, они принимают по одному бюллетеню (пачку не проглотят) и они быстро выдают результат. Если все участники выборного процесса на избирательном участке согласны с результатом – нет вопросов: поздравили победителя и разошлись по своим делам. Но, если кто-то из них не согласен — должна включаться процедура ручного пересчёта. Этот пункт в законе быстро отучит кого бы то ни было «химичить» с итогами выборов и восстановит у избирателей веру в справедливость.

Если этого не сделать, то на ближайшие выборы могут прийти от 5 до 10 % избирателей, что автоматом поставит вопрос об их легитимности. Люди больше не верят в «черные ящики» КОИБ-ов. Если мы хотим вернуть доверие избирателей к выборам, нужно вносить поправку в ФЗ-67.

Считаем, что на основании вышеизложенных обстоятельств, выборы депутатов Думы Новоуральского городского округа восьмого созыва, прошедшие 11 сентября 2022 года, нельзя признать состоявшимися и действительными.

Суммируя всё выше сказанное, просим Вас:

1. Выступить с законодательной инициативой о внесении изменений в ФЗ-67. А именно, внести в пункт 32 статьи 68 ФЗ-67 следующий текст: «По желанию любого кандидата или его наблюдателя, или члена участковой избирательной комиссии проводится контрольный ручной пересчет избирательных бюллетеней в КОИБ».

2. Рекомендовать ЦИК РФ, совместно с СК РФ, провести проверку правильности подсчёта голосов на выборах 11 сентября 2022 года в НГО и на основании результатов проверки принять соответствующее решение.

Мы не являемся оппозицией к власти. Мы поддерживаем Президента и Армию России, уважаем деятельность всех парламентских партий и надеемся на Вашу поддержку в вопросе возвращения доверия к выборам.

С уважением,

1. Кандидат по округу № 14 Аверьянов В.Ю., депутат Думы НГО 1 и 2 созывов.

2. Кандидат по округу № 11 Опарин О.А., депутат Думы НГО 7 созыва.

3. Кандидат по округу № 17 Сальников С.А., адвокат.

4. Кандидат по округу № 12 Стулов М.Б., директор фирмы «НК- компьютер».

5. Кандидат по округу № 1 Епачинцев И.С.

6. Кандидат по округу № 15 Любимова О.С.

7. Кандидат по округу № 8 Демьяненко А.М.

8. Козлов А.В. – наблюдатель на уик № 2614, адвокат.

9. Егоров Д. С. – наблюдатель на уик № 2320, юрагентство «Парус».

10. Мизюлин А.Е. – Региональный руководитель по Горнозаводском округу Свердловской области Общероссийского общественного антинаркотического движения «АнтиДилер».

11. Латкин И.А. – директор ООО «Уралэнергокомплект», координатор движения «Вектор», Новоуральск.

12. Логинов Л.А. — член Новоуральского городского антикоррупционного комитета, полковник ФСБ в отставке, нач. отдела УКГБ СССР по Свердловской обл. в г. Свердловск-44 в течение 10 лет.