- Новости

Послушаем обе стороны и оценим факты: расследуем якобы «рабский труд» и «долговую кабалу» таксиста в Екатеринбурге

Внимание нашей редакции привлек необычный конфликт, который развивается в Екатеринбурге. На первый взгляд, он затрагивает тему рабского использования труда таксистов. Якобы один из крупнейших таксопарков Екатеринбурга загоняет таксистов «в кабалу» — заставляет очень много работать, при этом все деньги уходят на «поборы», и таксистам достаются копейки.

Эта история переросла даже в судебный иск. На сегодняшний день имеется иск от водителя Дмитрия Бучельникова к «Первому таксомоторному парку» – что говорит о том, что конфликт реально есть. Более того, конфликт значимый, ведь таксист хочет отсудить внушительную сумму, порядка 400 тыс. руб.

Мы стали проверять факты, на которых строятся обвинения про якобы «кабалу». Также внимательно изучили, за что водитель хочет получить деньги от таксопарка, и что им может двигать в его желаниях. Обнаружилось, что ситуация в реальности выглядит сильно иначе, чем в рассказах про якобы «кабалу». Порой – вплоть до противоположного.

 

Чтобы объективно разобраться в ситуации, мы поговорили с обеими сторонами конфликта – водителем такси Дмитрием Бучельниковым, и директором «Первого таксомоторного парка» Петром Новиковым. В статье мы покажем позиции каждой из сторон и аргументы, которыми эти позиции подкреплены.

 

НЕМНОГО ТЕОРИИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ

Чтобы понять события, о которых пойдет речь – мы в двух словах расскажем, как водители попадают и работают в такси.

Когда человек решил, что хочет стать водителем такси – ему для этого нужна машина, и нужно подключение к сервису, который даст заказы – «Яндекс Такси», «Максим», «Везёт» и др.

Машину человек может купить свою, либо взять в аренду. В случае со своей машиной все понятно – купил себе седан за 1,5-2 млн рублей, и на нем работаешь. Либо у тебя подходящий седан уже есть. Попутно ты его обслуживаешь и ремонтируешь, а также исправляешь последствия ДТП. Заливаешь бензин и омывающую жидкость тоже сам. Когда решил, что хочешь закончить работу в такси – продаешь эту машину, либо продолжаешь ездить на этом авто, но уже не для работы.

Однако не у всех желающих работать в такси есть свой автомобиль. Да и 2 млн рублей свободных денег — редкость. Тогда можно взять кредит в банке, выплачивать его, и работать на машине. Либо пойти еще одним, более популярным путем.

 

Большинство таксистов, у кого нет своей машины – арендуют ее в таксомоторном парке. Парков много, у каждого потенциального таксиста есть возможность выбрать тот парк, который лично ему больше нравится.
По сути, таксомоторный парк – это пункт проката автомобилей. Здесь машины закупают оптом, поэтому они дешевле, чем когда водитель сам покупает авто. Здесь есть свой сервис, где дешевые запчасти оптом и свои механики. И есть своя автомойка.

Чтобы водителю, который арендовал авто, далеко не ходить — таксомоторные парки обычно помогают подключиться к агрегатору по приему заказов. Например, к «Яндекс Такси».

И дальше все, что касается получения заказов, денег и заработка – это отношения с агрегатором.
А все, что касается автомобиля, его аренды и ремонта – это отношения с таксопарком.

 

ОСНОВНАЯ ПРЕТЕНЗИЯ БУЧЕЛЬНИКОВА. ОН ХОЧЕТ ДЕНЕГ, ПОТОМУ ЧТО У НЕГО ЗАБРАЛИ «РАПИД» ПОСЛЕ ПОЯВЛЕНИЯ ДОЛГОВ, И ОН НЕ УСПЕЛ ПОЛУЧИТЬ АВТО В СОБСТВЕННОСТЬ

Основная претензия Бучельникова направлена на «Первый таксомоторный парк», который насчитывает около 300 автомобилей, и работает 6 лет. Нас удивило и даже насторожило, что при таких масштабах случай с Бучельниковым стал единственным. Обычно если у большого предприятия проблемы – жалобы становятся массовыми. Единичная яркая жалоба выглядит как подозрительный феномен.

При этом мы обратили внимание, что в качестве «обвинителя» таксопарка выступает водитель с неоднозначным прошлым – имеющий судимость за перевозку наркотических веществ. Причем судимость непогашенную.

Что нас еще больше удивило – Бучельников в разговоре с журналистом «Интермонитора» весьма прозрачно намекнул, что он мог ввести в заблуждение суд по своему уголовному делу, чтобы получить срок поменьше:

«Был факт перевозки вещества. Чтобы не подлететь под четвертую часть [статьи 228 УК РФ, распространение наркотических веществ – прим. ред.], я взял все на себя, чтобы по минималке отделаться. … Вторая часть, которая у меня – приобретение с целью личного употребления. … Я отделался легкой экскурсией на полтора годика».

 

В связи с этим у нас возникают некоторые сомнения, насколько правдивы остальные слова Бучельникова, однако мы постараемся исходить из предположения, что он может врать редко и в исключительных случаях.

В таксопарке есть система поощрения лояльных водителей, кто долго работает и вовремя оплачивает аренду авто. Им отдают автомобиль в конце срока аренды. На нем можно ездить самому, либо продать, что происходит чаще.

По сути система выглядит так. Если водитель берет в аренду на короткий срок, например, Skoda Rapid – он платит за машину 2100 руб в день. Если он подписывается взять эту машину в аренду на 3 года – он платит те же 2100 руб в день, но через 3 года получает машину себе в собственность. По сути как премию за лояльность.

Из беседы с директором «Первого таксомоторного»:

— А почему вы говорите, что выгодно, если человек вообще не работает?

— Так машина не изнашивается. Дольше можно в аренду сдавать. Правда, желающих просто платить деньги и не работать на машине обычно очень мало.
Большинство людей адекватные и либо не берут машины в аренду, либо зарабатывают на них, если уж взяли.

— А на сколько рублей отличается обычная аренда от аренды с правом выкупа?

— Вообще не отличается. Одна и та же сумма.

— Подождите… Вы хотите сказать, что отдаете машину насовсем тем, кто платит столько же, сколько те, кто просто аренду платит?

— Почти так. С одним важным нюансом. Мы отдаем машину тем, кто платит за нее долго и безупречно. К примеру, три года работал на машине, без задолженностей платил арендные платежи – и в итоге забрал машину. У нас, кстати, есть «рекордсмен» — семья, которая работает с нами более 5 лет. Выкупили на двоих 7 машин.

— Тогда еще вопрос: а вам как компании это зачем?

— Да за тем же, зачем было бы хорошо, если бы арендная плата была, а машиной пользовались редко: водитель следит за машиной, когда знает, что потом заберет ее себе. Ему выгодно: он знает, эту машину. Нам выгодно: она дольше проездит и не надо будет идти покупать новую.
Но, повторюсь, машина попадает к человеку только после определенного, причем длительного периода. Чем дороже машина – тем длиннее этот период. И только при условии регулярных арендных платежей.

 

То есть, автопарку не очень выгодно финансово отдавать машину арендаторам, ведь если авто через 3 года останется у таксопарка – в нем еще есть ресурс. Можно машину еще сдать кому-нибудь и заработать. Однако вопрос тут больше не в деньгах.

Когда водитель изначально рассчитывает забрать машину себе – он следит за ней, как за своей. Моет, чистит, аккуратно ездит, устраняет дефекты. От этого выигрывают пассажиры. Они ездят на ухоженной, аккуратной машине.

Кроме того, таксопарку удобно, что у них работает лояльный, адекватный водитель, который регулярно и вовремя оплачивает аренду. Машина не простаивает, не надо искать на нее новых арендаторов, она не нагружает сервис лишний раз из-за поломок от неаккуратного обращения.

Если вернуться к истории с Бучельниковым – основная его претензия заключается в том, что он выбрал формат сотрудничества, при котором должен был получить Skoda Rapid себе в собственность через 1097 дней.

Он платил за аренду авто стандартные 2100 руб в день, которые одинаковы при краткосрочной аренде, и при долгосрочной с бонусом в виде машины в конце. Однако Бучельников накопил задолженность по оплате перед таксопарком. Он об этом говорил ЕАН:

«…в свободное время начал возить экскурсии на такси с частными клиентами. Как-то в свои выходные два или три дня этим и занимался. За это время на балансе накопилось минус 12 тыс. рублей».

12 тыс. рублей просрочки выглядит больше, чем плата за три дня, как говорит Бучельников. Однако мы поверим его позиции, что такой долг накопился именно за три дня, а не больше.

Насколько нам известно, к Бучельникову даже не применили пени и штрафные санкции за просрочку. Однако после выявления нарушения важнейшего пункта договора – своевременной оплаты – договор с Бучельниковым расторгли. Машина, соответственно, осталась в собственности таксопарка.

 

Впрочем, если бы Бучельников взял кредит на авто в банке, и перестал платить банку – машину просто бы забрали.

Однако Бучельников решил, что раз через 3 года (1097 дней) работы машина должна была перейти в его собственность, а ее забрали раньше – то частично машина им уже выкуплена. Поэтому он хочет, чтобы таксопарк вернул ему часть денег за машину, в размере около 400 т.р.

Мы ознакомились с расчетом этой суммы. Он у нас вызывает недоумение, однако покажем его, чтобы читатели могли составить свое мнение.

 

Бучельников в иске открыл «Авито» и посмотрел, что там есть предложения об аренде Skoda Rapid за 1400-1500 руб в день. В среднем за 1483 руб в день.

Тогда Бучельников решил, что раз он платил за аренду 2100 руб в день, а есть предложения за 1483 руб в день – то разница в 617 рублей за каждый день работы – это и есть то, что ему должен таксопарк за автомобиль.

Таким методом Бучельников рассчитал стоимость исковых требований. Стоимость аренды в «Первом таксомоторном», минус стоимость аренды в разных объявлениях «Авито», умножить на количество дней работы.

 

Скриншот, который приложен к иску Бучельникова, со стоимостью аренды авто на «Авито»

 

Примечательно, что ранее Бучельников уже забирал себе один автомобиль у «Первого таксомоторного парка» — Nissan Almera. И опыт сотрудничества был положительным, раз Бучельников пришел за новым авто. Вот, что он сам говорит об этом:

«Один автомобиль я у них выкупил, Nissan Almera, старенький. Когда пришел к ним в 2020 работать, за 9 месяцев выкупил. Машина была сильно «езженная». Я ее продал. Она была очень «ушатанная», поэтому я так быстро ее выкупил. Потом парк расширялся, к моменту выкупа, мне предложили взять новую машину Skoda Rapid, я взял … Вместе со мной, и еще до меня брали другие водители. … Постепенно приходила партия автомобилей … Человек 100 сели, как и я, на выкуп».

 

 

Отметим еще раз, что хоть многие водители брали новые Skoda Rapid – конфликт пока мы видим только один – вокруг Бучельникова.

Интермонитор продолжит следить за конфликтом вокруг «Первого таксомоторного парка» и водителя, который ранее арендовал у них автомобиль.
В следующих публикациях мы раскроем новые, интересные подробности как работы рынка такси в целом, так и этого конфликта в частности, так как беседы с таксопарком и Бучельниковым затрагивали множество вопросов, все их в одну статью помещать вряд ли целесообразно.

Продолжение следует.

Категория информационной продукции 16+

Заглавное фото — pixabay.com

Автор: Василий Ющук.

Прямая трансляция новостей —

 

ТАКЖЕ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ:

Послушаем обе стороны и оценим факты: расследуем якобы «рабский труд» и «долговую кабалу» таксиста в Екатеринбурге

«Лучший водитель такси», судимый за наркотики, пытается получить денег с владельца машины, на которой сам же и ездил

«Лучший таксист» Бучельников, судимый за наркотики, и «Первый таксомоторный парк»: разбираемся, с чего начался конфликт между ними

Якобы «потерявший любимую работу» «лучший таксист» Бучельников, судимый за наркотики, оказался связан сразу с несколькими таксопарками

На суде между «Лучшим таксистом» Бучельниковым, судимым за наркотики и «Первым таксомоторным парком» обнаружились новые нестыковки в позиции таксиста